Форум » Понаплетено » Женские образы в русской вышивке. » Ответить

Женские образы в русской вышивке.

ghash: Прочла тут недавно одну статью. В ней было много разного понаписано, но, кроме прочего, рассматривались женские образы в вышевке. Одним из выводов был такой: поскольку у женских фигур с поднятыми руками на голове обозначен головной убор, то это замужняя женщина, т.у. богиня-супруга; а у женских фигур с опущеными руками голова не покрыта, значит это богиня-девица. Мне кажиться это сишком узкая трактовка. Поделитесь своим мнением.

Ответов - 3

Мара: Очень странное мнение... Конечно, на орнамент поглядеть бы не помешало... Еще лучше - в комплексе. Северный канон идет по принципу - у «девки» руки вверх, у «жонки» - вниз. А что до головного убора - так очелье девичье - не всегда плоская повязка. И «карунки», и кокошники... Еще - «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит» Насчет непокрытой головы у фигуры на вышивке как свидетельстве девичества - мне вообще непонятно. Может быть, здесь уже идет более поздняя, христианская трактовка? Или трактовка исследователя-славянофила середины XIX века? Мне кажется, что автору статьи как-то умудрились не попасться другие материалы

ghash: Статья печаталась в «Советской археологии» №1 1966г. Рассматривались сюжеты «женщина с двумя конями (всадниками)» и «женщина на коне. Головной убор конусообразный, в статье назывался «кичкой». А трактовка меня и саму удивила, поэтому на форум и выложила (может быть не совсем четко сформулировав тему?)

Мара: Ничего не имею против советской археологии, но в этих сюжетах речь идет о композиции весеннего солнцеворота. Макошь с двумя всадницами (тут есть научные разночтения - берегини, Леля с Ладой, рожаницы), или если одна женщина на коне - то это обычно урезанная часть комплекса. Ну взял кто-то, да вышил Лелю. Или Ладу. Кстати, ты, наверное, замечала, что ученые часто подтягивают к жестко прописанному канону то, что люди в общем-то делали для себя и по своему усмотрению, канон учитывая, но не всегда соблюдая полностью? Особенно это относится к богатым, но из-за трактовок наслоений достаточно эклектичным вышивкам конца XIX - начала XX в.в. В общем, я так думаю, что ошиблась тетенька. У богинь на голове может быть что угодно, а к девкам да жонкам это отношение имеет на уровне общения людей с богами, не более




полная версия страницы