Форум » Понаплетено » Значение символов » Ответить

Значение символов

Тангар: Здравствуйте. Мара, у меня к вам такой вопрос. Интересуюсь славянской символикой. В одной из статей (рарочки -- Славянские знаки) приводится частичное описание. Не могли бы вы подсказать, где можно найти больше информации? Ещё интересует более полное значение представленных символов. Ну и по мелочи... В чём отличие знаков Перун, Громовник от Коло Перуна, Макошь от Звезда-Макошна, звезда Рожаниц? В общем вопросов много...

Ответов - 69, стр: 1 2 3 All

Вечный студент: Тангар, описание символики есть еще и в библиотеке. Под правым клубочком - несколько статей.

Тангар: Вы имеете ввиду «Значение элементов русского народного орнамента вышивки и ручного ткачества»? Скачал. Читаю. Честно говоря это далеко уже не основы... Мне б с азов начать, с простых определений...

Вечный студент: Там есть еще латышские знаки и парочка статей на белорусском языке. Кстати, эти статьи наклядный пример, как нужно читать славянскую символику. Бессмысленно читать отдельные буквы, нужно читать фразы. А возможно не просто читать - петь. Ведь в свое время все это делалось под песню, и песня вместе с настроением вплеталась в узор


silver: Основы... - см. Геометрия 7-11, Погорелов А.В. Например. Или Природоведение 4, Клепинина З.А. А без шуток: полное значение представленных символов никто на блюдечке не выложит. Не из-за избытка вредности, а просто потому, что описать образ полностью, исчерпывающе нельзя, на то он и образ... Кстати, в той же статье Доброславы прямо указано (с приведением примеров), что один и тот же знак может читаться по-разному в зависимости от. Уж сколько раз здесь говорили, что многогранное, образное восприятие мира нельзя впихнуть в рамки, а всё равно вопросы возникают.

Мара: Тангар Вечный Студент совершенно правильно заметил - в библиотеке еще несколько статей на эту тему. И не всегда название клубочка жестко соответствует теме :))))))) цитатаЕщё интересует более полное значение представленных символов Батюшки, а куда ж полнее-то? Сочетание богов, стихий, движения и остановок - это ни в какую статью не впихнуть. Это человек или понимает, или, простите, не понимает. Я не умею учить собственной традиции по таблице умножения. Где найти? Да вот оно - вокруг, живое.

Тангар: Тангар пишет: цитатаВ чём отличие знаков Перун, Громовник от Коло Перуна На этот вопрос ответите? Тогда хотя бы принципы расскажите. Извините, но литовские знаки меня мало интересуют... По белорусски я мало как-то читал, точнее вообще не читал. Хотя попробовать мона, родные всё таки языки. А выразить словами можно всё!

Мара: Простите, вам знакомо значение слова коло? А то уж и не знаю, как вам угодить...

Стая товарищей: То не читал, это не интересует.. Мил-человек, вот кусками традиции в виде откровений уж точно никто потчевать не будет. Хочется - кушайте целиком! Хозяйка, нам уже хочется начать выражаться!! Можно?

Тангар: Мара пишет: цитатаПростите, вам знакомо значение слова коло? Как не странно, знаю. Стая товарищей пишет: цитатаМил-человек, вот кусками традиции в виде откровений уж точно никто потчевать не будет. Нормальные куски... Знак Макошы (Славянские знаки) и треугольник Мары (латышские мифологические знаки) один и тот же символ. Тобишь Мара и Макошь одно и тоже, я в общих чертах только знаком с пантеоном балтов... Это на самом деле одна Богиня? Знак кузня и крест луны тоже одинаковы, хотя нет в кресте луны ромб закрашен... Короче никто объяснять не будет... Ладно. У других спрошу. Спасибо и на том... Стая товарищей пишет: цитатаОсторожно! Пока еще добрые звери! Осторожно! Уже злой человек!

Мара: Тангар пишет: цитатаКак не странно, знаю. Как ни странно, это прямо связано с прочтением знака.

Sally: Как знакомо! Заходит, значит, человек на сайт. Ну, нормально так заходит, читает кое-что. И натыкается на нечто непривычное. Думаете, он будет читать дальше? Вот еще! Он же сам себе голова, себе цену знает! Нет, он немедленно идет - правильно, на форум при сайте. И задает вопрос. По тому, что еще не прочел до конца. И разбираться он не собирается ни в чем. Потому что хочется - эксклюзива. Хочется - чтоб немедленно обрадовались тому, что он внимание обратил на нашу малость. Ему говорят - милок, ты во-он там еще погляди. В надежде, что, может, хоть вопрос приличный появится. Нет, куда там! Его ж не уважили, с полуслова не разгадали! Его собственные недомыслия не разжевали, в рот не положили! Тангар, ты реши - что тебе надо. Если чтоб «обчались» с таким невежей - так это не сюда. У тебя своих тусовок в сети - превеликое множество. Это что за спесь? - и ливов с литовцами свысока путаешь (ага, подумаешь - не так прочел!), и балты тебе чужаки, и по-белорусски ты, такой умный, так уж и быть, согласишься читать... но не сейчас. Сейчас тебе ОТВЕТ требуется! А ведь статьи Галины Николавны ты даже не открыл. И о чем тут говорить? Не выросли зубки, жевать нечем - иди за детским питанием. Куда? Да откуда пришел. Я тебя у Эрики видела, например. Вот там - инструкций тебе надают вагон. Как встать, куда руки вздеть... Хочешь взрослого разговора - веди себя как следует. Мозги включи, если они есть, конечно ______________________________________________ Ладно, фиг с ним. Марочка, раз пошла такая пьянка - может, поговорим об объяснялках?

Вечный студент: Мара, вопрос славянской символики, действительно, поле непаханое. Вроде и материал можно найти, но цельной картинки нету. Я давно хожу кругами, то с одной стороны на зуб попробую, то с другой, никак не созрею Ясно, что символы нельзя рассматривать, вырывая их из общей картины - в разных местах они могут читаться по-разному. И, наверное, правила композиции рисунка будут отличаться в зависимости от его назначения - узор на одежде, рушник, оберег или что-то еще. Или есть какие-то универсальные? Наверняка есть какие-то допустимые комбинации символов, а какие-то запрещены или невозможны. Есть у меня подозрения, что, например, одежду для определенных обрядов, в частности, свадьбы или похорон нельзя рассматривать в отрыве от самого обряда, они должны усиливать и закреплять друг друга. Одним словом, глаза боятся, но начинать разговор надо

Мара: Ну нет цельной картинки. Ее даже на музейных образцах нет, и я могу объяснить, почему... цитатаБессмысленно читать отдельные буквы, нужно читать фразы. А возможно не просто читать - петь. Ну правильно же все сказал. Так оно и есть. Красота - в гармонии. А гармония - в осмысленности, в целесообразности декора. А некрасивое - не летает. И - не «работает» Все допущения, предположения, подозрения, тобой изложенные - тоже правда. Ответ: Ну да. Ну и?..

Вечный студент: Ну ...КВА... Если что-то неподъемное - значит слону в зубы и пусть несет На этой теме можно написать с десяток докторских диссертаций и пару сотен кандидатских. Давайте обсуждать. Первое: область применения символики. - повседневная одежда; - праздничная одежда; - одежда для конкретного обряда; - рушник (на все случаи жизни); - оберег; ...(нужное добавить)... Каждое из этого списка - предмет отдельного большого разговора. Хочется хотя бы краткого коментария хозяйки по особенностям символики каждой из позиций Второе будет, когда немного с первым определимся.

Мара: цитатаНа этой теме можно написать с десяток докторских диссертаций и пару сотен кандидатских. Вот и-мен-но! цитатаПервое: область применения символики. - повседневная одежда; - праздничная одежда; - одежда для конкретного обряда; - рушник (на все случаи жизни); - оберег; ...(нужное добавить)... - жилище и постройки снаружи - жилище внутри - оружие - инструменты цитатаХочется хотя бы краткого коментария хозяйки по особенностям символики каждой из позиций о-о-о-о-о-о... боги!........ выпей море, Хрисанф! Это же гораздо страшнее, чем ветка про стихии, их было всего пять! :))) Хорошо. «начнем с танок». Символы - наносятся человеком. Так? С какой целью? Возьмем самый архаичный вариант. Для переноса силы обозначаемого образа на предмет в качестве защиты владельца или изменения (улучшения) неких качеств предмета, например, инструмента или оружия. Костюм. Вот привязались к костюму....... ну да, красиво и совсем непонятно. А это ведь самый наполненный и запутанный пласт. Дом - проще. Меньше деталей. Чтоб далеко не лазить - посмотри у Рыбакова или у А.Ф. Афанасьева. Просто у меня прямо сейчас картинок под рукой нет, чтоб выложить сюда. Еще. Все, именно все случаи изображения знаков несут еще одну нагрузку, а именно - подчеркнуть связь с миром, сквозное прохождение силы (опять придется в какой-то мере вернуться к стихиям). Если говорить о наиболее полных комплексах изображенных знаков - то это всегда перенесение полной картины мира на объект, что подчеркивает и связь объекта с миром, и перенос защиты ,глобальной защиты от мира через гармонию мира - на объект. Дальше?

Вечный студент: Так, начинаем классифицировать. 1. Знаки – символы Сил. С учетом разделения мироздания на Правь, Явь и Навь, должны быть символы Сил, относящихся к каждому из этих миров. Либо, если рисунок разделен на зоны, относящиеся к разным мирам, значение символа может читаться в зависимости от зоны, в которой он расположен. Рассуждаю дальше: Правь – знаки-символы Богов. И...все? Явь – силы стихий? И...? Навь - ...? 2. Знаки – проводники Сил, способствующие связи Силы и объекта ее приложения. Например, ветры Стрибога, связывающие Правь и Явь. Сюда же, наверное можно отнести и знаки противоположного действия – препятствующие прохождению силы, защитные (обычно от Сил Нави). 3. ...еще не додумал

Мара: цитатазначение символа может читаться в зависимости от зоны, в которой он расположен. Да. Но честно говоря, мне такой подход не по душе. Сама предложенная структура классификации. Если ты обратил внимание, то есть «парные» знаки, когда разница - лишь в наличии или отсутствии движения. И какая между ними разница - можно сказать только в контексте общей композиции. Знаки, соответствующие богам?.. Ну, можно выделить как-то... По стихиям - тоже. Но они будут пересекаться, блазнить. Контекст - это очень важно. По Прави-Яви-Нави - я бы вообще не делила. Особенно насчет Нави. Ну, за исключением «подземного солнца», да «Великого Змея», наверное. Вообще, все, что человек делает - относится к его миру, к Яви. Правь и Навь в элементах декора слегка обозначаются, эдак вскользь:«Знаем, но не пойдем пока». Граница миров обозначается самыми разными способами. Например, в рушнике от «красным по белому» до «белым по красному». (Сразу для любопытствующих: знаки, относящиеся к Нави более жестко, есть. Знаю, но не скажу! И не покажу! Это моё личное решение.) Мне все время кажется, что предложенная тобой классификация - останавливает разбег. Нарушается принцип Коло-Сва. И тогда начинается не порядок вещей, а его иллюзия. Вот ты же уже сказал, я даже цитировала, могу и еще раз: цитатаБессмысленно читать отдельные буквы, нужно читать фразы. А возможно не просто читать - петь. что означает буква Ща? Попробуем иначе. Давай все-таки исходить из целесообразности? Вот ставят дом. Дом - личный мир. Как мир стоит, не шатается, так и дом будет стоять, не развалится. В соответствии с этим наносится внешний декор. ................

Вечный студент: Мара, чтобы использовать твой подход, нужно думать сердцем. А нас с детства учат, что думают головой, а сердце – это просто насос для перекачки крови. Ладно, подойдем с другой стороны. В славянской традиции рисунок можно пропеть, а песню изобразить. И, похоже, рисунок на обереге можно прочитать как заклинание и наоборот. Но, наверняка, есть какие-то ограничения, за рамки которых нельзя выйти. Ну, например, небольшое заклинание: На море-Окиане, на острове Буяне растет береза, ветвями в землю вросла, корнями небо подпирает. Под ней камень-Алатырь, а под камнем – моя тоска-кручина. Подходили старцы древние, восемь и один, прятали тоску-печаль в сундук дубовый, заковывали в цели булатные, ставили печати крепкие. Никому тех цепей не разбить, никому печатей не сломать, не печалить тоске-кручине сердце резвое, не томить душу. Слово мое крепкое пошлю я семью ветрами - на четыре стороны света, солнцу красному, морю синему, земле-матушке. Будет слово мое твердо, пока солнце светит, пока море волнуется, пока земля стоит. Уверен, что это заклинание можно превратить в рисунок. Но как это сделать –увы, знаний не хватает.

Мара: Думать сердцем - не так уж и сложно. Нужно просто - это себе разрешить. Конечно, поначалу странно и стрёмно... но ничего, у многих - получается. Перевод заговора в композицию знаков - возможен, разумеется. И перевод текста. Не думаю, что любого, но грамотно составленный оберег - это всегда цельный по смыслу текст. Посмотрим, что нарисовала Гхаш, надеюсь, выложим через день-два. А вот мне приведенный текстовый пример не кажется самым удачным для примера перевода. У каждого - своё мнение Тут уже вопрос несколько другой области - механизмы срабатывания оберега и заклинания несколько различаются. Поэтому, на мой взгляд, если составить знаковую композицию, соответствующую приведенному тексту по результату воздействия, мы не увидим в ней ни березы вверх корнями, ни сундука, ни старцев А еще - «закрывание тоски» - это операция с эмоциональным рядом воспоминаний, она, как бы сказать, «разовая». Оберег такой просто нет смысла делать. Каждый день класть часть себя в сундук?.. Можно. Можно многое. Практически всё. И тут мы опять возвращаемся к понятию целесообразности. Такая знаковая композиция, собранная для амулета, со временем не снимет внутреннее напряжение, а увеличит его и переведет «на свободный канал». Так и заболеть недолго. С другой стороны, можно вывернуться, сваять знаковую композицию, потом быстро ее разрушить (есть ведь и такая техника)... И - опять - зачем такой огород городить?.. Пошептать - проще.

Вечный студент: Каюсь, не самый удобный пример выбирал намеренно, интересно было, как будут обходиться острые углы Пошептать, оно, конечно, проще, но я знаю, что произнесение заклинания с одновременным нанесением рисунка (например, на бересту) с последующим сжиганием, пусканием по воде или по ветру - практикуется С целью усиления действия. Да и любой обряд - он комплексного действия. При исполнении некоторых обрядовых танцев танцующие образуют фигуры, узоры (если смотреть сверху). Т.е. песня, танец и символы, читаемые сверху - все одновременно.

Мара: цитатая знаю, что произнесение заклинания с одновременным нанесением рисунка (например, на бересту) с последующим сжиганием, пусканием по воде или по ветру - практикуется С целью усиления действия. я тоже это знаю :)))))))))))))) Тем не менее, «текст» композиции знаков и в этом случае не будет дословно повторять текст заклинания. И наоборот тоже.

Вечный студент: Ну вот, пробежали круг и вернулись к началу. Мара, уже спрашивал, но хотелось бы более подробно: есть ли какие-то общие законы композиции рисунков, или для разных типов объектов - они свои?

Мара: - Есть. И они связаны с общим видением мира в данной традиции. Повторяю: полноценная композиция сохраняет в себе принципы мироздания. - И различия для разных типов объектов - тоже есть. На верху жилища конские головы ставят, а на головном уборе - нет. Хорошо, давайте-ка все займемся немного практикой. На сайте в том самом разделе «рарочек» выложены отрисовки четырех реально работающих знаковых композиций. Все знаки, в них используемые - тоже есть на сайте. Предлагаю желающим - прочитать данные композиции и сообщить свои трактовки перевода. И тогда будем обсуждать принципы составления - предметно.

silver: Пока что у меня сложились «переводы» женских оберегов. «Женская персна»: украшение, которое носится на персях - на груди. Встану я, поклонюсь лесной матушке, солнышку красному, ветрам буйным, рекам быстрым. Реки быстрые, напоите мой луг зелёный! Ветры буйные, несите мою песню с собой! Солнышко красное, обогрей-окрась меня! Лесная матушка, научи меня ткать-вышивать! «Свет в доме». Как огонь в печи един с огнём небесным, так пусть и я буду со своим родом: свет-огонь богов да осветит мой дом! Переводы мужских оберегов мне трудно быстро вербализовать.

Мара: А что, хорошо! Предвосхищаю доп. вопросы: а по знакам, входящим в композиции, можешь расписать?

silver: Логических-технологических выкладок не будет. Будет частичное описание процесса на уровне набора образов. Сначала про «Свет в доме», он попонятнее мне был и перевод пришёл очень быстро. Композиция составлена из знаков огня: центральный - Агуня, огонь в печи, а вокруг - солнечные свастики, символизирующие огонь небесный. В голову пришло то, что хранимый весь год домашний огонь всё-таки несколько раз в год гасят и зажигают заново трением или высеканием искры, т.е. берут часть небесного (природного) огня. Агуня - это небесный огонь у нас дома. Посол в нашем мире. А из всплывших в памяти описаний различных обрядов пришел образ, что огонь в печи связан с предками, с родом. Я - часть моего рода, Агуня - часть небесного огня, дающего силу и движение всему живому. Чего ещё пожелать своему дому? «Женская персна». В центре композиции оберега цветет папоротник, купальский символ счастья и удачи. Вокруг него - стрижи Стрибога, солнечная свастика и лунные ужики. Сначала я было подумала, что женщина хочет перенести гармонию окружающего мира на себя, но потом, ударив себя пяткой в лоб, поняла очень важный момент. Как я уже сказала, персна носилась на груди. То есть это не обозначение родовой принадлежности женщины, не изображение происхождения или структуры мира, а простой оберег. С целью, описанной самим оберегом. То есть в центре оберега - Я. (Ну, не сама я, а та женщина, для которой оберег. ) Это Мне заговаривается счастье и удача, а помогают в этом как раз... Кто? Оп-па, вот тут я и застопорилась серьёзно, потому что поняла, что это тот самый момент, когда надо прочувствовать ситуацию, ибо от этого зависит трактовка отдельных символов композиции. И вернулась к цветку папоротника. Счастье и удача, но Купала, а не Авось. Что такое для Меня счастье и удача? Что попросить у богов? Ведь когда просят, всегда имеют в виду что-то конкретное, даже если и не говорят этого вслух. Например, чтобы жизнь была ладной. Чтобы муж любил, чтобы детишек много было здоровых, чтобы скот не болел и рожь уродилась, в доме достаток был, чтобы и в старости песни игрались, как в молодости, чтобы силы были и внучат поднять и передать им то, чему Меня учили. Чтобы веретено и дальше вращалось. Вот это Я и прошу у богов. Кстати, интересно было бы показать этот оберег 4-5-летнему ребенку с незамутнённым воспитанием сознанием: что он увидит в этих волнах, цветочке, птичках и солнышке... ) А откуда такая форма («под старину», «под фольклор», «под заговор»... ) пришла - не знаю. Само оно. Сама удивилась.

silver: ...у меня вообще не получается перевести мужские обереги!

Мара: Ну вот я еще одну персну туда же подставила, в Рарочках. Любуйся-переводи :)) Можно и так, как видишь. Тут что-то вроде «матрешки»

Мара: там же, в статью по знакам, добавила еще один мужской оберег, на четыре ветра.

Вечный студент: Мара, в оберегах используются два новых знака - змея на женском, и что-то внизу мужского. Что это за знаки?



полная версия страницы