Форум » Понаплетено » образы из сказок и песен » Ответить

образы из сказок и песен

Andru: добрый всем. перечитывая обрядовые песни беларусов, наткнулся на повторяемый образ: женщина в грусти, женщина уставшая от жизни, женщина потерявшая смысл поет о том, что хочет превратиться в вербочку, которую после обовъет лоза. и одно и второе дерево - образы (символы, тотемы), ассоциируемые с богами. но что значит этот образ??? верба обвитая лозой?

Ответов - 53, стр: 1 2 All

Andru: заходят, читают... и молча уходят. аль спрашиваю как неразумный ребенок простое до жути, аль лезу не туда, куда нужно, а может быть просто не знают, или не хотят говорить? сотни «али» и «или». просьба к модератору - «стае товарищей» или самой Хозяйке - удалить тему и посты. иначе получается, что это флуд

Мара: Ну зачем же так расстраиваться? Зависший вопрос - тема для размышлений. Всего знать никто не может, вполне возможно, что Вы своим вопросом обратите внимание гостей на то, о чем они еще не слышали. У меня - пока однозначного ответа нет, предположений раньше времени строить не хочу. Так для того и посиделки, чтоб можно было, зайдя, и поговорить, и услышать, о чем говорят. Нет, батюшка, не стану я эту ветку удалять. Может, еще всплывет тема.

Скоммарх: Не грусти.. Просто на все рук сразу не хватаеть)))


Andru: а еще образов таких масса. ну да ладно. по мере возникновения вопроса буду кидать - авось кто да и подскажет. просто для любопытных. в беларуском языке сохранилось слово «тризнить». означает - что человеку приснился кто-то из умерших, либо привиделись места, где он физически в этот момент не был.

Andru: а может быть кто знает кто такая «метлушка»? или «Карачун»? нашел единственные объяснения «метлушка» - аналог вилл. «Карачун» - бог умерших, либо смерти

Скоммарх: Карачун- Черный кто-то.. То что Кара- черный ни у кого сомнений не вызывает..Даже КАРие очи-черные

ghash: Не совсем верно, Скоммарх, карий (темно-коричневый цвет ) - цвет робы палача на Руси - кары.

Скоммарх: гхаш.. Темная ты как три сарая... Палачей на руси дооооолго не было.. Да и те были в красных рубаха..-чтоб кровь не видно было..

Andru: а еще есть в фольклере беларуском параллели с латышкским. там бог подземного царства Поклос (это я у Мары в сказаниях прочитал) а у нас Пекла. 2 Глаш. па-беларуски «палач» - «кат». старославянское слово. вот с цветом робы - тут я мимо но Тебе верю

ghash: На латинице мой ник пишеться так: Гхаш-на темном наречие огонь

Andru: пардонов прошу Гхаш. промахнулся буквами а птицы в Беларуси улетают в Вырай (Ирий), оттуда же и прилетают. это тоже сохранилось в беларуском языке. а вот кто такой дедок-с-ноготок???

Скоммарх: Дедок с ноготок, борода с локоток.. Все дает трындюлей, вредный и противный... Сматывается от героя в подземное царство..

Andru: ага... сорвав цепи «булатные», вывернув дуб корнями к небу... не многова-то ли для старичка? людики добрые такой еще вопрос... сохранилось ли где-нить еще понятие «парадзиха»? это на беларуский манер. на русском это, наверное, «породиха»? буду благодарен за любую инфу и ссылки. сойдут и намеки

Вечный студент: Ну, дык в «Руслане и Людмиле» хорошо описано, какого он роду-племени

Andru: имеется в виду Державина или Пушкина? или более ранний текст? текст, откуда был взят сюжет?

zoia: Вы-рай. Вы - обозначение чужого, врага ("Иду на вы" - объявление войны). "Ляцець у вырай" - лететь из "рая" в чужие края. И напрашивается вывод: а рай-то у на здесь, где мы живем!

Мара: Рай - в дословном переводе - сад. Ирай-Ирий-Вырий-Вырай - небесный сад. Идет замена фонетическая. Думаю, так однозначно отделять "вы-" как признак не-сада, серьезных оснований нет. Кстати, "рай на земле", "рай здесь и сейчас" - весьма и весьма небезопасная спекуляция. Этим многие сектанты пользуются. Это не применительно к Зое, это вообще

Andru: щит, а часто и сам убитый герой сказки или былинной песни зарастает былин-травой. потом его находят, оживляют. что за былин-трава такая-то? из всего что я знаю, созвучен лишь «черноБЫЛЬник», да вряд ли это он... и большая просьба... если кто-то знает что-то о чем спрашивал - отвечайте и на предыдущие посты. буду очень благодарен.

Скоммарх: Породиха- скорей всего родовуха, рожаница.. ИМХО

zoia: парадзiха - может, это женщина, которая недавно родила, роженица?

Andru: Мара... в чародейских сказках беларуских часто вместо Соловья разбойника «сидит Сокол»... ну откуда такое расхождение могло возникнуть? и почему?

Мара: Что-то сходу вспомнить не могу - разве там идет противоборство с Соколом, Сокол - враг?

Andru: цикл сказок с былинным мотивом «Про Ильюшу». »...на сосне той в тридцать обхватов сидел Сокол...» уже даже не вспоминаю про службу соколов Кощею, Цмоку и прочей «нежити» :) цикл сказок «Кобылий сын», «Сучий сын», «Таратурка» и прочее.

Andru: «старые деды стали тризну правити дый кобь творити». кто-нить хоть в какую степь отправит со словом «КОБЬ». что это???

Стая товарищей: Который - Вечный!!! Может, ты знаешь, че такое КОБЬ?

Вечный студент: Не знаю я. ...ляпнул было, что первое в голову пришло, да и удалил... Andru, а в каком контексте эта фраза встречается? Кобь - гадание. Гадание сразу после тризны? Непонятно...

zoia: Если кобь творили - гадали, то и в самом деле интересно, а зачем? Или это следствие мировоззрения, по которому человек воплощался вновь и вновь? Из любопытства, где он родится, кем и когда А может, хотели получить послание с того света, хорошо ли ему, не надо ли чего? Ну не об урожае же они гадали, хотя кто знает? Благополучие всё же связывали с культом предков. Не будем забывать и о первопредках, не забыли, чьи внуки.

Andru: контекст... »...кобь творити ды на небо смотрети. аще птица какая пролетити, ветер прошумит...» и т.д. и т.п.. т.е. кобь- «гадать» - вполне подходит... но откуда ноги растут у этого-то слова???

Вечный студент: Посмотри слова коба, каба, кобел у Даля.

Andru: м-да... и еще такой вопрос всем... что за обряд такой: «девы весною раннею сушили первоцветы». что за он, да зачем?



полная версия страницы