Форум » Понаплетено » Вопрос о технологии шитья славянской одежды » Ответить

Вопрос о технологии шитья славянской одежды

Яра: Мара, у меня к тебе есть несколько вопросов по поводу пошива одежды: 1. Какие швы использовали наши предки для сшивания кусков ткани? 2. Как обрабатывалась ткань по краю? 3. Из какого материала делались нитки? Возможно ли их купить или изготовить в наше время? Пока все. Со временем будут еще вопросы подобного плана. Зарание спасибо.

Ответов - 31, стр: 1 2 All

Мара: 1. "вперед иголку", "стебельчатый". 2. Запошивочный шов, подгибка впотай с "козликом", петельный шов (в том числе фигурный, с изменением длины стежка) 3. Лен, шерсть - продается. Конопля, крапива - сложно. Хлопок (бумага) появился намного позже, но я лично, основываясь на опыте многих поколений, полагаю, что беды в этом нет. Наши прабабки всегда стремились найти оптимальное решение

Яра: Спасибо тебе большое, Мара! Век тебя помнить буду! Еще пара вопросов: 1. Как кроятся мужские порты? (немогу найти понятную схему ) 2. И еще мне не совсем понятно, как обрабатывается ворот?

Непряха: Яра ну ты уж совсем... Никогда не шила, что ли? Или поисковиками неохота пользоваться? Штанов в интернете полным-полно, и у язычников, и у реконструкторов, и все одинаковые, потому что простые. А ворот - он же разный бывает.


Яра: Да шила я, Непряха! (может опыт у меня и небольшой, но все же...) Да только не уверена в том, правильно ли это.. Интересно же, в конце концов, и чужое мнение узнать на этот счет... Насчет "полным-полно", все же неуверена... может ссылочку подкинешь? Я знаю что ворот разный бывает! Но мне интересен принцип его обработки (ну, там, косой бейкой, например, или еще как...) Замечание модератора: Ваша аватара отгрызена, поскольку она вчетверо больше, чем принято в приличном обществе, и тормозит загрузку форума у гостей с невысокой скоростью. Так растопыриваться нехорошо. Предлагаем установить аватару в пределах 100х100. Осторожно! Недобрые звери!

Мара: Яра , 1. Вполне различимые схемы мужских портов в сети действительно есть, Непряха права. Крой очень простой - прямые полотнища на штанины, передние и задние части, по шаговому шву сшиваются примерно до уровня паха или чуть ниже, и вшивается квадратная ластовица. По поясу полотнища собираются на шнурок-гашник, спереди оставляется разрез, если делать не в облипочку, а нормальные свободные порты, то разрез в сборках прячется вполне комфортно. 2. Обработка горловины с подоплекой описана в соответствующей статье в "Рарочках". Остальные варианты можно найти в любом пособии по шитью, поскольку архаика - это то, с чего шитье начиналось. И уж совсем туманны ваши поиски "правильного". Правильное в чем? Архаика исполнения прекрасно описана у того же Пармона, соблаговолите найти и прочесть.

Яра: Еще раз огромное СПАСИБО! Признаю, что может быть я действительно слишком ленива, чтобы рыться по поисковикам... Но, если честно, я руководствовалась убеждением, что если люди это уже знают, почему бы не спросить у них совета... Ну уж если я была слишком наглой, прошу простить... А насчет "правильно", так я просто участвую в развитии исторического клуба и мне бы хотелось знать исторически правильное изготовление одежды... (хотябы IX век н.э.) И еще одна причина по которой я спрашиваю - схемы может и есть, а подробного описания нет! Ну по крайней мере мне не встречались... Еще раз всех благодарю за полезные советы P.S. Если не трудно, может хоть ссылочку подкините какого-нить сайто по этой теме...

silver: Да, вы действительно слишком ленивы, чтобы рыться по поисковикам. Но главное не это, а то, что вам хочется к себе исключительного подхода. Чтоб красиво разжевали, книжку с картинками показали, на блюдечке выложили да еще обрадовались. Впрочем, не вы первая, и не вы последняя здесь с таким подходом. Так что не переживайте - исключительности в этом не выйдет... А ваши товарищи по интересам в историческом клубе разве не в курсе исторического изготовления одежды? Насколько я знаю о таких сообществах, если клуб - не кружок художественного свиста, то в таких вещах там люди разбираются. Подробное описание вам надо... Чтоб своего рода древнеруская Бурда. С хорошо сохранившимися выкройками на бересте, не меньше. Вот специально не скажу вам ссылку по одежде на нужное вам время!

Яра: Ну спасибо тебе, silver, за слово ласковое! Исключительности я и не хотела... Хотя в остольном вы наверное правы... А клуб у нас слишком молодой, чтобы все знать... Вот мы и пытаемся найти информацию где можно и нельзя... Но вы же знаете: времени всегда мало. Поэтому, чтобы не тратить время думаю: спрошу у людей... Да ладно не буду оправдываться.... А древнерусская Бурда, это очень даже интересно было бы Ну сохранилось наверно что-нибудь... неужели никому не пришло в голову систематезировать археологические данные с письменными источниками... Все равно всем спасибо за конструктивную критику!

Sally: Яра, исключительно принимая во внимание твой возраст, попробую объяснить. - Ты задала вопросы и получила конкретные ответы. Если тебе сейчас "жаль времени" на самостоятельный поиск простейших вещей, то, извини, ты в принципе не представляешь интереса как собеседник, с такими-то претензиями и стремлением оставить за собой последнее слово. - Уже из твоих сообщений видно, что ни материалы сайта, ни материалы форума ты не читала. А нахлебников тут не жалуют. Если уж приходишь на ресурс - научись читать все, что там написано, а потом уже высказывать претензии. - Клубы исторической реконструкции УЖЕ существуют в огромном количестве, и найти в интернете ссылки на их ресурсы не представляет никакого труда. - Если группа не отягощенной образованием молодежи вдруг решила создать свой клуб и заменяет знание истории "своим мнением", лишь бы покруче выглядеть - это ваша личная проблема. - Кружка кройки и шитья на данном ресурсе нет и не предвидится. - Яра, пойди книжку почитай, а? Если опять непонятно - опять-таки, твои проблемы.

ghash: Как реконструктор с опытом и интернетом, отвечаю на все реплики разом таким посылом: в "Ссылочках" есть адрес клуба "Наследие предков", там несколько статей по одежде, на этом сайте также есть ссылки на сайты других клубов. Должна предупридить, что такой подход: "А вот дайте, если знайте" - не приветствуется ни где. А все ваши вопросы, уже не однократно освещались в литературе и интернете. Ищущий да обрящет.

Яра: ghash, да я уже признала, что глупо зделала, что вас спросила. Но все же думаю, вы меня не правильно поняли. Если бы все оставляли при себе свои знания, то что бы тогда было? в любом случаи все книги, статьи, схемы кем-то написаны, нарисованы. И они это не скрывают - может не бесплатно, но они делятся опытом с другими людьми! И любой нормальный друг если сам не знает, так хоть посоветовать может, где можно найти информацию. Может конечно я просто вам не подруга поэтому вы даже ссылку кинуть не можете! Так и не надо! Буду шарить по это дурацкой сети под названием Internet, иратить время на поисковики (будто сами не знаете, что 99% информации там - совершенно бесполезна!), вместо того, чтобы принести пользу ближним и, в первую очередь, себе! Так нет ведь: "Яра ленивица, таких не жалуем!" Непонимаете - Ненадо! И еще, ghash ваши слова: "Ищущий да обрящет". Пока вы мне мозги промывали, я уже нашла почти все, что хотела, без вашей помощи, но за гораздо большее время! СПАСИБО!!!!!!

Мара: Яра, все бы вам препираться. Не надоело? Думаю, довольно флуда. Ваши тексты свидетельствуют лишь о правоте ваших оппонентов. У друидов было правило:"Незаработанные знания - не усваиваются". И они были абсолютно правы, подтверждением чему служит оскорбительное для национальной культуры и традиции обилие всевозможных правдоподобных "авторских трактовок" и методичек "начинающему язычнику". Вам все уже по заданным вами вопросам сказали, и я больше предупреждать не стану.

Добрыня: Мара здравствуй. Не не скажешь как кроятся парты не как не могу найти.

Стая товарищей: Парты кроятся примерно так же, как и прочие столы - прямоугольником.

Мара: Добрыня, а прочесть ветку с начала - лень? Вон, выше - все уже описано достаточно подробно. Уж не позорили бы имя богатырское.

Schtefan: Добрыня, 2 полотна, посередине мотня. Куда уж проще?

Arina: Здравствуй Мара Хочется действительно одеться так, что бы удобно было и родное и красиво С кроем рубахи крестом ясно (в вышивкой пока изучаю), Вопрос: а не знаешь ли каков крой самого архаичного сарафана? ...К тому, что сарафан это вещь, пришла, когда была беременна... Один сарафан уже сшила: тут выкройка, но думаю, что это не самая архаичная модель...

Мара: Arina, Вы сшили классический косоклинный сарафан. Очень хорошо. Что касается архаики костюма, то плахтово-поневный комплекс изначально намного старше, сарафан появился уже в средневековье. Впрочем, это совершенно не мешает ему быть истинно народной одеждой. С точки зрения архаичности кроя... Пожалуй, круглый сарафан из прямых полотнищ - старше. Вот одно из его описаний Если Вас интересует русский Север, то рекомендую заглянуть в "Терем", их коллекция выкроек и описаний северного костюма очень интересна и полезна.

Arina: Благодарю Мара крулый сарафан мне понравился, за него и возьмусь... будем нести Красоту в Мир... надоело смотреть на "бесовскую одёжу"

Arina: Здравствуйте! пришла такая мысль (хочеться поделиться) вот рубаха с подоплёкой, так = (одну уже сшила -есть опыт значит) а может брать целый кусок от рукава до рукава и на крест со вторым куском ткани стана, что пополам, а? никто ещё так не пробывал? по-моему получиться хорошо + ластовицы? ... и круглый сарафан чего-то мне не понравился , для дочери правда сшила такой (что легче )

Мара: Видите ли, Арина, устоявшиеся типы кроя потому и устоявшиеся, что прабабками проверены-перепроверены. Для начала подумайте, как ведет себя ткань по утку и по основе. Неудобная такая рубаха будет. По струночке пройтись, может, и ничего, а работать и плясать в ней... хм... Есть менее архаичные варианты женских рубах с четырехчастным оплечьем, обильно вышитым, или на сборке. Такие рубахи шьются без подоплеки. Вариантов сарафанов тоже предостаточно, уж если хочется сарафан, то можно выбрать тот, который понравится.

Непряха: А прямая рубаха без подоплеки, с очень простым воротом, просто вырезанной дыркой для головы, и без особо сложных узоров, очень простая в исполнении, вот она еще называется... саван

Arina: Спасибо, всё ясно!

Калина: По поводу самого архаичного сарафана. В журнале "Чудесные мгновения" в одной из вступительных статей написано, что один из самых старых и самых красивых по внешнему виду есть косоклинный распашной сарафан. Он сохранился ещё у старообрядцев Нижегородской области. Мне предложили крой одного сарафана и я думаю, что это есть тот, о котором говорилось выше. Такую выкройку я нигде пока не встречала. Хотя брожу по сайтам пару лет. И собрала уже небольшую коллекцию выкроек. Все складки сарафана получаются не присбориванием, а за счёт кроя. Лягушка тоже цельнокроенная. Мерки с меня снимали и сразу переносили на ткань. Части сарафана пришивались не так как сейчас - та сторона что тянется к той же стороне, а наоборот. Мне сказали, что надо именно так. Вот только равнять подол приходилось, на человеке. Так мне объяснили будет удобнее. Остальное я дошивала по инструкции косоклинного сарафана Нижегородской области, взятой из журнала "Славянка" и пуговицы так же пришивала. Вообще эта инструкция даёт столько инструкций для полёта фантазии, что следовать ей одно удовольствие. Или я не так поняла... В результате выходит красивый сарафан. Все складки сзади и оттягивают немного назад. Спина сама выпрямляется. Ходить в нём одно удовольствие. И себе и людям на загляденье. Нет у меня пока хорошей фотографии. На днях сфотографирую и дам ссылку. Вопрос, что это за сарафан? Действительно он старый или тоже "новодел"? Просто я уже шила присборенные детям, а этот выглядит и носится по-другому.

Мара: Спасибо за ваши впечатления. Вот только сарафаны, о которых почему-то упорно ведется речь, относятся к постмонгольскому периоду. Да, это общая культура, да, идет некая преемственность. Более того, я не стану спорить с теми, кто скажет, что и в сарафанах на Купалу бегали. Бегали. Правда, несколько позже. Но архаикой это называть все-таки не стоит. Сарафан - одежда скорее средневековая. Наиболее архаичным считается поневный комплекс.

Калина: Ой! Только не ругайте! Всё у вас тут про рубахи и сарафаны не раз прочитала. Знаю, что понёва древнее, чес слово! Пока не получилось соткать красивую. Шьём из покупных тканей, украшаем, тоже как можем. Про сарафан говорю, который раньше из них был. Мне это интересно - вот и написала. Когда одела его стало понятно, что это одежда праздничная, немного (как это сказать правильнее?) чужая, что ли. Сразу захотелось чего-то более привычного. Пока не сложилось у меня одеяние по ощущениям. Я стараюсь почувствовать одежду. Как тут у вас где-то писали про рисунок, что это как песня. Пока моя новая песня не сложилась.

Мара: Калина, сарафан - просто другой. Его тоже надо уметь носить. Как и полный поневный комплекс, с передником и вершником. Любая одежда - отражение мироощущения. Мне ближе более архаичные варианты. Да и цели обсуждать всю историю костюма я себе не ставила

Arina: Здравствуйте Мара тут настроилась сшить каргопольскую рубаху 1. почему рукав состоит из двух частей? первая - 61 см и малая 14 2. и ещё почему такая асиметрия? "Сшиваем большую и малую детали рукава по боковому шву. (В старинной рубахе, с которой мы снимали крой, оба рукава сшиты совершенно одинаково, так что на правом рукаве боковой шов приходится к переду, а на левом — к спинке. Такую ассиметрию мы встречали не раз и в рубахах других регионов России. Но при же-лании можно сделать швы рукавов симметричными.)" Спасибо. Замечание модератора: Далеко не всем посетителям форума с полуслова понятно, что именно вы цитируете, и как это выглядит. Пожалуйста, приведите ссылку на источник. Желательно разместить иллюстрацию или дать ссылку на изображение.

Arina: тут описание работы: http://www.narjad.narod.ru/izgoto/rubahakargopol.htm тут крой:

Мара: Arina , вот с иллюстрацией - всем будет гораздо понятнее. Долгие годы крой народной одежды шел по счету полотен ткани. Минимум измерений, сплошная бытовая геометрия. Ширина полотна определяется шириной ткацкого стана. Очевидно, что ширины полотна даже фабричного кумача в то время было недостаточно для необходимой ширины рукава. Соответственно, деталь надставлялась дополнительным куском ткани. Кумач - ткань уже фабричная, основное полотно, стан рубахи - все еще домотканая. Ширина - разная. Кроме того, хлопчатобумажный кумач еще купить надо. Обратите внимание на пропорции кроя. Явно идет по ширине куска кумача - ширина верхней передней части и спинки выравнивается по ширине домотканого полотна, из которого будет стан, отрезается сбоку полоса кумача и эта узкая полоса и пришивается к большой детали рукава, которая отрезана уже в полную ширину полотна кумача, увеличивая тем самым итоговую ширину рукава до удобного размера, до нужной для свободы движений пышности. Разница в длине добавочных полос с основной широкой деталью уходит на ластовицы. Таким образом, учитывается каждый лоскуток кумача, все идет в дело. А ассиметрия швов на готовой рубахе связана как раз с одинаковостью кроя. Все же на сборках, горловина квадратная, для швеи детали рукавов одинаковы. Используемая ткань ярко выраженной изнанки не имела. Зачем вертеть-переворачивать, какой левый, какой правый? С присобранной горловиной шов малозаметен. Учтите, что это достаточно поздний крой, все швы закрывать вышивкой для защиты от нечисти уже не считалось необходимым. Гораздо проще выполнить две одинаковые детали рукавов, а при сборке верхней части рубахи просто следить за тем, чтоб изнаночные части соединительных швов оказались на одной стороне. И собирать по кругу. Тут под пальцами уже понятно, где лицо, а где изнанка. Так же проще.



полная версия страницы