Форум » Понаплетено » Узоры - говорят? » Ответить

Узоры - говорят?

Непряха: Я честно прочитала сначала книжку М.Семеновой "Мы - славяне!", а потом все-таки оба тома "язычества" Б.А.Рыбакова. И мне даже понятнее теперь, по каким правилам надо украшать всего человека, и одежду тоже. Очень хочется для одного человека расшить рубаху. Крой я поняла, на сайте есть. А вот как рисунки сочетать, и чтоб они для отдельного человека были отдельные? Я искала разные примеры и нашла фото мужчины в очень красивой рубахе Наверное, это настоящий язычник и рисунки тут "по-правильному"? Только я их не все понимаю. Сколько цветов ниток должно быть? Зачем внизу тянитолкаи, а на груди куколки? В книжке написано про урожайные знаки Пожалуйста, помогите все понять подробно! Вот я фото поставила для примера - что тут где? Ну пожа-а-а-а-алуйста!

Ответов - 149, стр: 1 2 3 4 5 All

ghash: Таки шо у меня есть сказать про эту рубаху: Прежде чем вышивать рубаху неплохо бы посмотреть не только русунки, но и где они были вышиты. На сколько видно по этой фотографии, грамотно вышиты только рукава и горловина. Куколки (берегини) и тянитолкаи (Птица-Матерь-Сва) являются пренадлежностью женских рубах и передников, встречаються еще и нарушниках, но не как не на мужских рубахах. Свастичные колодцы на рукавах не уместны, скорей они подойдут для подола. С чисто художественной точки зрения: стили вышивки и типы швов надо смешивать осторожнее ( подол резко контрастирует с верхней частью рубахи). О том как верно построить рубаху, чуть позже.

ghash: Напомню основные принципы построения композиции рисунка на одежде. 1. Одежда является отражением мироздания, следовательно и узоры на одежде располагаются соответственно: горловина - верхний мир (птицы, воды небесные, тучи, огонь небесный), вниз по разрезу горловины могут спускаться дождь, молния, растения (символ Мировыго Древа), солнце, плечо рукова ( у шва) могли нести рисунок космогонии, но в основном на женских рубахах; средняя часть рубахи ( в том числе и низ рукава) - то что находится между небом и землей (кони небесные, птицы, оленухи, берегини, солнце, ветры, дожди и пр.); подол - земля и все что на ней и подней ( можно не буду перечислять, задолбалась). 2. Одежда разделяется по полу и возрасту, соответственно и элементы узора должны соответсвовать этому. Мужские символы: конь, кузня, плуг и пр. Женские символы: берегиня, оленуха, поле. Не дай бог на девичью (а не на женскую рубаху) поставить засеянное поле. Ну, пожалуй, сейчас больше не вспомню. Вспомню - добавлю. Или добавляйте сами.

silver: Бедный дяденька, как только у него после этого не начались регулы... Непряха, по порядку: 1. А вот как рисунки сочетать, и чтоб они для отдельного человека были отдельные? Когда намылишь глаз бесконечными этнографическими рубахами, поймешь основной принцип. Тогда сможешь сама придумать что-то очень отдельное, но тем не менее правильное. 2. Наверное, это настоящий язычник и рисунки тут "по-правильному"? Рисунки тут не годятся. Вон, Гхаш кратко пояснила, почему. 3. Сколько цветов ниток должно быть? Если реконструкция этнографическая, то смотря на какую область шьем. Материал есть в любом краеведческом музее. Если реконструкция более древней одежды (на языке вертится слово "археологическая"), то обычно смотрят, какие натуральные красители использовались в данной местности в данное время. И еще учитывают социальный и прочий статус человека. Судя по всему, автор вышивки пытался создать "археологическую" рубаху (горловина не этнографична), а это вообще дело очень опасное, т.к. по сравнению с этнографией материалы крайне скудны и попасться тут - как нечего делать. 4. Зачем внизу тянитолкаи, а на груди куколки? Да от балды они там, и по незнанию! Эти тянитолкаи - явно с северного рушника. Коники-уточки солнце каждое утро поднимают и каждый вечер опускают... Типа оберег на причинное место, других версий у меня нет. А куколки на груди еще бы могли быть объяснены тем, что это свадебная рубаха, но это не свадебная рубаха. Это мимикрия под женщину, которую в грудь кулаком не бьют. А еще эта фотка - контактная. Хе-хе. Скажу честно, что такая новодельная рубаха действительно во многом отражает существующие в мироздании тенценции, никак не связанные с традицией, но связанные с обществом. Прадеды женских вещей не носили. Тем более эта вещь вредоносна, т.к. антитрадиционна.


Скоммарх: Ой, кажись я этого парня знаю.. Это известный русский патриот Иван Срака.. Хотя может и не он .. ну очь похож.. Куколки по груди эт сильно. Зевс Афину родил из головы, а этот мать в груди беременный.. Свастичные колодцы.. судя по тому как работает свастика, -руки будут пустые и слабые.. Свастика идет по груди, и поясу, рсакручивая потоки.. ставить ее в другие места жопно(имхо). Руки для мужика, сила поток защита, низ- плодородная часть. кач от земли вверх, но не бабий а змеем. Змей взлетает. свастики кочегарят. руки лупят. Чего тут кучерявого?

Мара: Ну все уже рассказали Гхаш и рысь, за что - огромное спасибо. Я всегда бываю очень рада, когда есть кому все расписать подробно. Рубаха, конечно... ужасная. Просто даже жаль дяденьку. Вообще, попытки некоторых мужчин таким образом показать свою... мнэээ... универсальность в осваивании энергий и стихий - они выглядят этаким трагифарсом. Но это, пожалуй, тема для обсуждений чисто психологического характера. Не бывать вороне - коровою Не летать лягушатам под облаком. (с) К. Чуковский.

ghash: На Купале под Малоярославцем, обычно на столько хорошо, что не обращаешь внимания к то во что одет. Но эйфория празника проходит, и, просматривая фотографии, замечаешь такие ляпы, что дурно становится. Хочу предложить для просмотра пару галлерей с сайта Велесовой слободы Посмотрите многие рубахи хороши, какие-то без притензий просто красивые, но пара рубах

Мара: Даже не пара... Слушай, давай предметнее? Я с Футарком, например, работаю не так часто, как ты. А там, как я вижу, есть фото людей, вышивающих руны на одежде, носящих обереги с рунескриптами... Ну по меньшей мере странно, когда идет такая эклектика (кстати, на мой взгляд, довольно безграмотная) - позиционирование, судя по общей идее костюма, славянское, а туда же - Футарк. Но и сами по себе сочетания рун у меня лично вызывают недоумение, граничащее со ступором... Такого насмотришься - потом начинаешь сомневаться в собственной адекватности... P.S. Кстати, учти, что они уже туточки. Уже прибежали. И будут копи.....ить все, что мы с тобой тут попробуем написать. Я просто через премодерацию анонимные адреса не пропускаю по определению. Раз человек прячется - значит, нечего ему тут делать.

ghash: Так, по поводу футарка - это лучше к Нему ( экс-Всаднику), то что я перевела получилось неподребство, может я чего-то упустила По поводу набежавших, у нас всех есть почтовые ящики - форум он для общения, нужно предать личное послание - пиши. А статью, о которой мы с тобой говорили, надо будет защитить посерьеснее, чтобы не пи...ли.

Мара: Отчего же "экс"? Всадник - Всадником и остается. Только он сейчас в творческом отпуске, к дискуссии привлечен быть не может ввиду недосягаемости. Давай, чтоб не тянуть, продолжим попредметнее, а там, глядишь, кто из рунологов подтянется. Часика через два приведу в корректный вид и выложу первые фотки, хорошо?

Дэн Камуфляжный: Мара пишет: а туда же - Футарк. Но и сами по себе сочетания рун у меня лично вызывают недоумение, граничащее со ступором... А что касается всех (и всяческих) скандинавских рун на рубахах посреди языческого (славянского) праздника Купалы, то надо помнить, что Футарк язык живой. Не надо боятся пользоваться им, но грамотно. Было-бы приятно встретить мужыка у которого по плечевому шву или по рукаву было-бы вышито что-то типо:"Эту праздичную рубаху вышила .... для.....славного воина и защитника". Или девушку с браслетом с подобной чеканкой:"Прекрасной .... в дар от.....". Надо понять, что когда кто-то пишет 1-3-5 рун то они автоматически несут не только языковую, фонетическую нагрузку, но еще и ..г-хм.. нечто большее.

silver: А вышитая Футарком фраза по краю, например, пончо, тоже не вызовет недоумения? :)) Такой же бред страшный, как рунескрипт на славянской рубахе. Да и как писать Футарком фразу? По-шведски, по-датски или по-каковски? Так что как раз надо бояться пользоваться такими вещами, чтоб не плодить дурость несусветную.

Сигурд: silver Согласен. Орнаменты на одежде служат не только и не столько в качестве украшений, сколько для приобщения к высшим силам. А эти силы не предназначены для развлечений.

silver: Сигурд пишет: Орнаменты на одежде служат не только и не столько в качестве украшений, сколько для приобщения к высшим силам. А эти силы не предназначены для развлечений. И в качестве украшения тоже, некрасивое - не работает. Все цельно!

Сигурд: silver Не спорю. Красота - страшная сила.

ghash: По поводу красоты в узорах и иноземного заимствования могу сказать следующие. В свое время, занимаясь исторической реконструкцией, я обратила внимание на следующую закономерность: рисунки из визатийских книг (вязь и пр.) спустя век появлялись на рубахах горожан. Длилось это где-то с 9 по 14 век. По этому заимствование исторически оправдано, другое дело, что это должно быть оправдано еще и стилистически, и таже надпись на славянской рубахе будет лучше смотрется велесовицей и не по вороту или подолу, а в шов на плече или еще куда, где не будет резать глаз. А футарк оправдан в рубахах в скандинавском стиле, которых в языческой тусовке не так уж и мало.

Дэн Камуфляжный: Silver, пончо в рунах, это конечно отдельный "респект" твоей фантазии, но речь шла о том, что зачастую на нео-языческих выездах присутствуют как славянские так и скандинавские костюмы. Видимо доступность к материалам по первым обусловленна "месными корнями", а ко вторым активной работой реконстукторов, в том числе и в сети. Беда в том, что не вся инфа правильно ложится в нужные уши... И как результат люди в "славянских" костюмах вышитых рунами. (Здесь особый респект Антону Платову, с чей подачи скандинавские руны отползают к славянским корням)( Можешь у Мары спросить на эту тему, кстати вышла еще одна книга, где Футарк перелогается как сугубо славянские руны.) У Асова скандинавских рун трактующихся как славянские. гораздо меньше. А что касается разновидностей Футарка, то будь это Футарк из Килвера, из Вадстены или из Брезы, из Карни, либо даже англосаксонский (нортумберийский ряд), а так же Младшие Футарки Датский или Шведско-Норвежский их правомерность хождения на Древней Руси рассматривать здесь не берусь. Какой из них был непонятно. Хотя сейчас чаще применяется Старший Футарк, т.е. германские старонорвежские руны. Напомню лишь, что приближенными при Русских князьях IX-XII века, а за частую и самими князьями были выходцы именно из Норвегии. См. книги Т.Н. Джэксон. И не зря большинство исторических клубов связавает воедино культуру Сандинавии и Новгородско-Ладожской Руси, и так было вплодь до начала XIV века (В скандинавии Эпоха Викингов давно закончилась, а на Руси был заповедник). Резюме: славянские рубахи вышитые Футарком в чистом виде бред, но вплетенные в орнамент и т.п. имеют право на существование. Наши предки очень бережно относились к языку, а Руны или Велесовица это его отражение в этом Мире.

silver: Спасибо, я с первого раза поняла, что отдельные руны на рубахах вышивают те, у кого уши не заточены под правильную информацию, и оттого, что Футарк живой и им не боятся пользоваться. Из приведенного обзора литературы по данному вопросу ваше резюме никак не следует. Оно, скорее, следует из того, что выше написала Гхаш про рисунки из византийских книг. То, что славянские рубахи, вышитые Футарком в чистом виде, есть бред - я и вы не спорим. (Это выделяю на всякий случай, вдруг вы опять не поняли, что я писала.) А насчет вплетенного в орнамент Футарка на славянской рубахе... Вы знаете, если я увижу на славянской рубахе , я увижу в первую очередь Орепей, а не Ингуз. Именно из-за идеи стилистической (и не только) цельности вещи.

ghash: Мара, тут пречитав статью Доброславы нашла схемы прочтения женского и мужского костюма. Часть тела_______Женский__________Мужской________Части тела голова и плечи___небо______________земля__________голова, плечи,грудь грудь, пояс_____срединный мир___срединный мир______пояс, край подола и рукава середина рукава подол край подола_____земля____________небо_____________штаны, обувь обувь Ни как не могу понять, мужики они кочечно отличаются от женщин, но чтобы настолько. Можешь объяснить почему.

Мара: Почему мужики отличаются от женщин - объяснить не могу, спрашивай у Рода, это его шуточки. Насчет таблицы. Во-первых, ты пробовала получить объяснение у самой Доброславы? Я - да. Безуспешно. :)) Но благодаря некоторому навыку, в ее логику я все-таки пролезла. Речь идет о том, что знаки соответствующих стихий и миров наносятся на определенный уровень одежды. Причем, Доброслава считает, что если на мужских рубахах в бицепсной зоне идут урожайные "земные" знаки - то вот вам земля. Далее, учитывай, что она рассматривает в основном рязанские костюмы, причем, образцы достаточно поздние, крестьянские. Ромбические узоры на груди мужских рубах - опять земля. "Волна" или зигзаг на подоле - воды-ветры небесные. Почему не подземные - ей одной ведомо. Вообще, обрати внимание, зоны размещения орнаментальных рядов в этой таблице несколько плывут. И это еще не все. Насколько я поняла при разговорах, предшествующих выходу статьи, Доброслава придерживается того мнения, что у женщины поток идет сверху вниз, с небес на землю, а у мужчин наоборот, сила земли дает импульс вверх. В принципе, идея имеет право на существование, но, как мне представляется, только без отрыва от комплекса, то есть такая пара комфортно существует только при наличии обоих, в рамках родо-племенного традиционного комплекса, полноценного и реально проживаемого. Что в современных условиях маловероятно. Во-вторых, я считаю, что каждую одежку следует выполнять в соответствии с личным структурным комплексом. И поставить поток по рубахе снизу вверх - наверное, для кого-то будет актуально. Но наблюдая за свойствами психики и энергетики современных людей, особенно городских, я прихожу к выводу о том, что все-таки лучше строить поток сверху вниз, иллюстративно-космогонически, тем самым подключая человека прежде всего к общепланетарным ритмам. Возможно, это тема для дискуссии, возможно - нет, поскольку при грамотном выполнении всего орнаментального комплекса подобный спор сводится к спору уровня "стрижено! - брито!". С другой стороны, комплекс с землей в плечевой зоне и небом у колен грамотно составить - надо постараться, чтоб не получить эффект "ребенка подземелья" Честно скажу, я такие рубахи не делаю, потому что мне эта идея не нравится, а чужих грамотных работ с этим комплексом мне пока видеть не приходилось. Кстати, как видишь, женский орнаментальный комплекс - неизменен.

Скоммарх: Мара пишет: Насколько я поняла при разговорах, предшествующих выходу статьи, Доброслава придерживается того мнения, что у женщины поток идет сверху вниз, с небес на землю, а у мужчин наоборот, сила земли дает импульс вверх. Хм.. мне кацца фигня полная.. юпка как предмет открытый снизу, дает понять что кач идет от земли в женском случае. Юпка мне кацца носилась именно чтоб связать низ с землей. Короче считается что от мужика кач идет сверху вниз..( если вспомнить обряд плодородия коий воронежские крестьяне совершали вплоть до 19-го века).

Мля: Мара пишет: Почему мужики отличаются от женщин - объяснить не могу, спрашивай у Рода, это его шуточки. Я не Род, но попытаюсь, семя и плод падают в земля - плод женщины рождаеться вниз, а семя мужика чем выше идет тем лучше. Как пиятно себя умной чуйствовать

ghash: Нашла подтверждение верхнего расположения знаков земли на мужских рубахах: - это ворот найден в Суздале, датируеться 10-13 веками. Но на предыдущей странице, пара женских очелий со знаками земли вот: и вот: Датируется 10-13, найдены в селе Никольское (Московской области) - второе и ц. Иоана Богослова, а также д. Низина Псковской губ. - первое. Замечание модераторов: Это был второй и последний раз, когда мы за вами подчищали ваши ляпы, заставляющие людей грузить неоправданно большие изображения. Следующий ляп будет удален, независимо от ценности содержания.

Непряха: мне почти все стало понятно! когда написано, что "вот так - нельзя!" - то тоже можно кое-что понять! Очень интересно стало разглядывать фотки в языческих галереях всяких и сравнивать с теми правилами, которые уже тут написали. Свой узорчик я пока не смогла нарисовать. Лучше подожду еще немножко, вдруг тут появятся еще объяснения к украшению одежды, которую делают сейчас, ну, для себя? а как правильнее на мужскую рубаху - сверху "огонь", внизу "урожай", да?

ghash: Ну что, Мара давай вывесим еще несколько примеров как не надо (только обезглавленных) вдруг люди поумнели и рубахами нормальными обзавелись.

ghash: Непряха пишет: а как правильнее на мужскую рубаху - сверху "огонь", внизу "урожай", да? По поводу "урожай в низу", на мужской рубахе это, без определенного контекста, будет читаться так: По деревне мы идем Всем подарки раздаем Кому - сына, кому - дочь, Надо девушкам помочь.

Мара: Непряха, тема, конечно, захватывающая, но зачем же так торопиться?.. Похоже, рекомендации прочитаны наискосок. Прежде всего стоит помнить о том, что декор костюма приводит человека в соответствие миру, отражает общую космогонию. Так что, если и наносятся на зону горла-груди огненные знаки, то это "огонь небесный" прежде всего. Чтоб лучше понять - попробуйте каждый знак интерпретировать еще и через стихии. Тогда уж точно земли на грудь живому человеку сыпать не станете.

silver: Непряха, я нашла крошечную статью, пусть она тебе немножечко поможет идеологически. http://www.ladoga.km.ru/mikhalka.htm Простым языком, понятным даже детям, объяснен подход, в соответствии с которым должен создаваться достоверный (читай: правильный) комплекс одежды. На самом деле все, написанное там, можно распространить и на украшение этой одежды, на вышивки. Даже подражательный вариант реконструкции требует изучения темы, тем более то, что хочешь сделать ты - вышить отдельную, но правильную рубаху.

Непряха: silver Большое спасибо! Можно придумать, как реконструктор, себе биографию, и по ней придумывать, как украшать, да? С соблюдением правил, конечно. Да, это вот - понятно! А можно как-то понять про человека, и вот чтоб ПРО НЕГО была его рубаха? Уже рассказали про то фото, с которого я начала спрашивать. А вдруг дядечка правду такой, с куколками? Вот что в рисунках для вышивания для всех мужчин общее и что для женщин - про это тоже уже сказали. А как и из каких частей можно собрать рисунок, чтоб был только для этого человека и ни для кого другого? Ну как определить-то?

ghash: Еще раз повторю, сначала определи: что ты хочешь сказать этому человеку (рубаха на заказ, для друга, любимого или жениха); как ты хочешь, чтобы рубаха работала (зашита, приворот, гармонизация); как ты вообще относишся к этому человеку - и только после этого начинай подбирать рисунок.

Мара: Матушка, ты аккуратней со словами-то Сейчас очередь на узорчик рубахи с приворотом набежит. Шоб милому рубаху расшить так, шоб он ни на одну другую не взглянул! Ты представляешь, ЧТО они туда понапихают, властительницы сопливые? Давай по-тихому, с обережных композиций... Вот например - под разрезом ворота часто ставится знак, замыкающий верхнюю композицию. Для мужчин это Громовник часто, для женщин - например, Жива...

ghash: Ну, про приворот, это я так к слову, чтобы показать возможности вышивки. Но, знаешь ли, приворотные формулы сейчас публикуются где попало, слава Богам, они в основном нестабильные, как говориться, до смены луны

silver: Непряха пишет: А можно как-то понять про человека, и вот чтоб ПРО НЕГО была его рубаха Непряха, по этому (неизбежному) вопросу методички - не будет! :) Потому что "мысль изреченная есть ложь". Ведь можно объяснить, как класть краску на холст, но рассказать, как пишут шедевры - нельзя. Увы.

ghash: Напомню, что на сайте уже не раз поднимался вопрос по узорам и их расположению на теле или одежде.Тут и тут ты можешь посмотреть как распологать узоры, как их строить.

Мара: Я сейчас вожусь с обновлением в "Рарочках". хочу туда доложить кое-какие фото своих работ. Ну вот как пример просто - вышивка по плечу мужской рубахи. Стилизация, знаков специально не ставила. P.S. Уфф.. Ну вот, выставила еще фотографии

Мара: Поскольку одно из значений слова "руна" - "шепот", посмотрим, кто что понашептал в вакханалии новоделов... Чтоб далее не повторяться - честно скажу, что к вышиванию отдельных рун на одежде я лично отношусь более чем настороженно. То, что режут на камне и дереве, подразумевает, на мой взгляд, некоторую... э-э-э... жесткость исполнения. (да, чтоб не путаться - давайте все обсуждалки разместим в этой теме, но по каждой фотке начинаем новую ветку внутри темы, с ответа на базовое сообщение) Итак, шепоток первый. Женская рубаха Так, ну, лунница на горле - это ладно, может, девушке надо говорливости поубавить, бывает. Меня больше интересует логика, по которой на груди по обе стороны разреза вышиты руны. Как человек, честно уважающий культуру соседей, я склонна предположить, что это - Футарк, да? Ну по классике. Смотрим. Две симметричные комбинации рун по три. Читаем честно справа налево, как положено: [Algiz перевернутая]-[Kaun перевернутая]-[Algiz] Далее в обратном порядке. Честно смотрим значения: (я взяла наиболее распространенные, даже немного упростила до обывательского использования, кто хочет - можно посмотреть и посложнее, но вряд ли девочка углублялась в рунологию) Algiz - "тростник", "рога лося" - Защищенность в настороженности, пассивная защита. В перевернутом положении - соответственно, беззащитность, в древности перевернутую Algiz рисовали рядом с датой смерти, то есть уже и пассивной защиты - ни-ка-кой. Kaun - не путать с Kano из Старшего Футарка! Руна Kaun присутствует в Младшем Футарке. Переводится как "язва, неконтролируемая энергия, сексуальная энергия, вырождение". Кому, как и мне, такой набор не очень понятен - отсылаю к найденному списку значений рун Младшего Футарка Что получается? Да фигня, простите, получается. Потому что интерпретировать перевернутую Kaun можно только как вырождение. Для желающих интерпретировать данную комбинацию как "славянские руны" (Антон, шоб ты так был здоров, как народ гробится из-за твоих выдумок!) - па-ажалста! Вот вам табличка значений - читайте сами! Вывод: как ни крути - ну совершенно безграмотно! И поскольку штрихи рун, как их не назови, в людях отклик порождают подсознательно, за душевное и физическое здоровье хозяйки этой рубахи - я не поручусь. Кто-нибудь желает продолжить?..

ghash: Ой как интересно получается, наверное девица хотела написать, что у ней навороте весь мир повис с созидаюшим, разрушающим началами и пупом мироздания между ними. Но как известно вкруг Алатыря всё крутится, а как и тут повернется.( Роняю слезу) Жалко девочку.

ghash: Мара, а ты покажи еще рукова этой рубашечки - там поле засеянное, это что получается - камень на шею, землю на руки и на Купалу? Топиться что ли собралась? Да вроде на той купале ни кто не утоп.

Мара: Ну вот они рукава Плохо видно. Уж шарпила-шарпила-перешарпила... Вроде, засеянное поле... Но хочу тебе сказать, что перегороженные ромбы, что "засеянные", что просто "пашня", числятся в знаках, придающих силу Земли. И "по Рыбакову" - на зоне бицепса и бедренных мышц - вполне могут быть использованы. Понятно, что есть нюансы, но если говорить об информации, которая так или иначе уже в массы пошла, то ромбы на бицепсной части рукава - в принципе, на мой взгляд, допустимо. Есть примеры гораздо хуже. Хотя, конечно, на руках предпочтительнее не жестко очерченные, а "перегородчатые" ромбы, "с хвостами и крюками"

ghash: Не знаю, какое-то у меня странное отношение к этому знаку вообще и темболее к его расположению выше живота. Дословное его значение "поле которое может родить" или "осеменение" и, помоему, в чистом виде ему самое место только на животе беременной женщины на рубахе или переднике под мужниным поясом. Это относиться и к оберегу из третьего шепотка. Да и еще, я бы не стала рассматривать знаки плодородия, как способствующие творчеству (типо творчество - это рождение чегото нового) - для этого можно подобрать более удачную композицию из знаков.

Мара: Да, он такой... "замыкающий". Впрочем, как и положено. Земля все-таки. Для рушников - хорош. Кстати о "бицепсной зоне" мужских рубах. Вот век живи, век учись - дураком помрешь. Я все мучилась - ну неудобно на мужской рубахе поперек бицепса вышивать! Это ж надо еще и зазор от плечевого шва... Пока не дотумкала, что современные городские мужики рубахи носят намного уже, чем их предки. Линия плеча, даже, по нашим меркам, спущенного - поднята до предела. Потому что мы уже разбалованы ткацкими станами, выдающими лен по 150 см шириной, и кроим в соответствии с современными представлениями, в том числе - и эстетическими. Ну никуда от этого не денешься. А если считать по нормальному крою полотнищ, то на нормального мужика надо кроить в ширину два полотнища по стану (я говорю об архаичной туникообразной рубахе), а это по плечам - от 80 до 94 см! И тогда все встает на свои места - рукав (по ширине одно полотнище целиком) перед сшиванием по краю расшивается, или вообще уже ткется с узором. И попадает эта полоса на верхнюю часть бицепса, куда положено, и при работе рукав подтягивается и красота под веревками да ремнями не губится.

Вечный студент: Мара, помнится, что по правилам рукав не пришивался, а соединялся мережкой. Или это только женских рубах касается?

Мара: Скорее, верхних празднично-ритуальных. В этом случае мережка одновременно создает "охранную" решетку и дублирует знаки, придающие сил, на верхней части рукава. Сейчас такое делают для себя очень редко, не носят по две рубахи, неудобно. Ну "норги" только, из реконструкторов. А надетая одна-одинешенька на голое тело рубаха с дырками по плечу - просто манок для гнуса. Поэтому на первый план, на мой взгляд, выходит порядок декорирования рубахи, сшитой по всем швам.

ghash: Насчет реконструкции - мережка это позднятина, где-то не раньше начала 18 века, и то скорее южные и западные славяне. Ну или городская мода привезенная из Европы.

Скоммарх: Зна.. в сочетании с верхом, на рукаве полезасеянное- дети на руках- чужие дети? повитуха? Со смертью на вороте, он чего? младенцев крадет?

silver: Если это младший Футарк, если судить по присутствию Каун, то здесь написано... (встаю на голову и читаю справа налево) MKR RKM Чего же непонятного? Младшим Футарком не колдовали, для этого там рун не хватает, им только писать. А если это сруны (скорее всего так и есть), то - да, смысл такой: "Аз есмь пуп земли, ибо во душе моей бобро с ослом сосуществуют рядом и все висит на волоске".

Стая товарищей: Ш Б М Н К

Мара: Это что, звуки природы? Я что-то в вашей фонетике запуталась, можно поподробнее?

silver: Это первые две строчки таблицы Головина-Сивцева, которой проверяют остроту зрения! :)

Мара: В "Узелках на память" я выложила изображения всего Футарка, чтоб каждый мог их использовать при необходимости показать рунескрипт в беседе. Честно говоря, есть идея запихнуть некоторое количество знаков в качестве дополнительных смайлов, но я пока не разобралась, как будет здесь работать этот скрипт. Так что - давайте пока собственнолапно, изображения рун - доступны.

Скоммарх: Ой блять... простите мой французский но это пестец... если читать от переферии к центру по правилу симметричного рисунка когда значение удваивается" Я здохла от блядства и точто живет-умрет так же нах.. т.е. ее мертвая маман померла от блядства, а она незаконнорожденная дочь, последняя, без братьев и сестер.. в комплекте с перевернутой луной- она идеть по стопам мамаши.. перевернута луна - рога коровы воткнулись в землю- то исть черна сторона женской ссучости или мертвая корова.. короче нуегонах.. лушь я помолчу. ато мя ща расколбасит..

Непряха: Вот что я еще поняла. Никогда не надо вышивать руны. Я вот не знаю, как ими писать, и вышивать тоже не буду. А то потом превратишься в какую-нибудь нибудь.

ghash: Мара пишет: лунница на горле - это ладно, может, девушке надо говорливости поубавить, плюс еще Скомарх присоединился:в комплекте с перевернутой луной. Народ я бы не стала так негативно относиться к лунницам. Да я толком не могу сказать значение этого женского оберега, но судя по тому, что в самых разнообразных вариантах этот символ встречался с 9 по 13 века на очень широкой территории, а далее до 15 века все уже и уже, а так же в ожерелье находилось до 5 лунниц. Мне кажется что это делалось не с целью уменьшить какую-либо силу женщины. Или женщины тогда были так сильны, что должны были носить до 5 предохранителей, чтобы чего-нибудь не натворить?

Мара: Нет, никто важность лунниц не оспаривает. Только место перевернутой вниз рогами Луне - не на горле, а на виске. Или в монистах уже где-то на середине груди, не в ожерелье. Можно проследить по вертикали: височные - вниз рогами, Луна и ночью свод небесный осветит; по ряснам - месяцем ясным; по плечам - колтами, вверх рогами, лодкой утро подплывет.

ghash: Тогда, может быть стоит открыть еще одну ветку - что-то типа: "Где повесить оберег" или "Из чего и какие обереги делать", впринципе, эта тема уже подымалась.

Мара: Погоди, это по ходу возникло, потому и помянулось, а тема очень сложная. Давай хоть по орнаментальным рядам потихоньку распишем, как хотели. Отрисовочек наваяем, примерчиков, чтоб было откуда списывать декор одежки тем, кто хочет сам это сделать для себя. Думаешь, я только от лени за 7 лет существования сайта про обереги полноценную статью не написала? Кому надо - и из осколков мозаику собрать сможет, их в разных местах сайта и форума много, а популярные методички, на мой взгляд, пока преждевременны.

люда : Мара пишет: Давай хоть по орнаментальным рядам потихоньку распишем, как хотели. Отрисовочек наваяем, примерчиков, чтоб было откуда списывать декор одежки тем, кто хочет сам это сделать для себя. Мара, давайте, а? Например, для любимого и чтобы гармонизировала, а?

Мара: Еще один любитель заклинаний Мужская рубаха для тех, кому плохо видно, расписываю: По сторонам разреза рубахи, на груди - Fehu и Sowelu, посередине под разрезом, практически на уровне солнечного сплетения - Othila Значения рун - по соотв. ссылкам, приложены. Посмотрим еще разок на сам рунескрипт: Читаем как положено, справа налево: - Владение, питание, скот - Наследство, разделение - Солнце Имеющееся разделим и сгорим? "Если я не права, пусть старшие товарищи меня поправят". Прошу!

silver: А я это прочитала как "Я наследный властелин мира". Боже ж мой, что ж они себе на грудь такие неподъемные обязательства вешают! Ну просто как на подбор...

Мара: Пример скорее из области создания амулетов, но тоже - вопросов очень много к таким "создателям" Итак - Амулеты на женской шее Ну тут вроде все вырезано, не вышито... Тем не менее, мне хотелось бы рассмотреть два из предложенных трех амулетов. Во-первых, вот этот, извините, рунескрипт: Gebo - Uruz - Teiwaz Желание познать животную силу мужчины-воина? Не слишком откровенно? Да еще на горле... Бедная щитовидка... И во-вторых, висящий тут же более славянский вариант: Знак засеянного поля. Тоже в верхней части грудины, ну, хорошо, на бронхах максимум. О каком, простите, оплодотворении может идти речь в зоне выше сердца, на груди, а не на поясе и не на бицепсах на крайний уж случай? Охти мне...

silver: Даже если трактовать рунескрипт в широком смысле как желание мощного партнерства, для достижения которого девушка ни перед чем не остановится, все равно это очень откровенно. Я б не стала такое напоказывать, это ж не плакат "will work for food", а некое сокровенное желание. Не.

Скоммарх: Ац.. не просто познать.. а через Тир))) Копье))) Победил типа.. шо по скандинавски по башке и пока тепленькая....

Loky: Приворотная рубаха - это сильно. Ладно хоть не трусы... :)

ghash: Трусы не энографично.

ghash: Непряха пишет: на груди куколки? Мара, у тех куколок, что мы видели на подзоре, под подолом, что было?

Мара: Ты издеваешься?.. Не помню, разумеется. Обычно там вариант древа жизни, как и положено. Посмотрев результаты вчерашней фотосессии, расстроилась ужасно. Во-первых, снимать надо было больше, особенно все орнаменты, это у нас голова побежала, обилие узоров "с голодухи" закружило, вот и стало все казаться одинаковым. Во-вторых, самый богатый по смыслу рушник в пять ярусов - обрезан! Видно только четыре, и почему-то треть стола Не только он оказался не в кадре, но его особенно жаль, там такой полный комплекс... был... Да и резкость... ох... Переснять осенью - не получится?

ghash: Этот рушник Ден снимал в слепую, ты помнишь, зарядка на цифровике кончилась. И Ден устал и фотоаппарат. Сейчас делаю отрисовки того что наснимали. На счет осени, он же приглашал. Надо спросить разрешение на публикацию фотографий, а отрисовки я тебе перекину, когда доделаю. P.S. Я думаю, стоит создать на сайте в разделе "Рарочки" что-то типа архива рисунков. Можно предварительно обсуждать эти рисунки на форуме.

Мара: Как я уже отметилась повыше, на сайт выложены еще фото некоторых работ. И вот подумалось мне - а что б не разобрать какую-то композицию примерно? Поскольку именно по нижепредлагаемому орнаменту разговоров было много в свое время, да и сейчас - кто живьем видел - сами знаете; ну и еще потому, что именно эта вышивка уже засвечена где ни попадя, включая телевидение, я ее для примера и предложу. Еще одна причина - здесь не совсем канон, потому что использованы знаки с ливских камней (это к вопросу о вышивании рун), хотя, да, эти знаки давно служат базой в балтийских орнаментальных рядах, выполняемых,в частности, на ткани. Между прочим, несмотря на давность, множество стирок, крайне небрежное обращение и неизбежные изменения в хозяйке (т.е. во мне) - вещь продолжает работать. И некоторые забавные особенности "узорчика" - никуда не делись. Да, знаю, что скажете. Что у меня - и паровоз полетит. Но совершенно искренне предлагаю желающим самим понять, как заставить летать паровоз :)) Ну или хотя бы велосипед... Итак. Имеется орнамент, нанесенный на верхнюю треть рукава женской рубашки. Читается это все честно в балтийской схеме, переводить на рязанскую незачем. Кто подзабыл - схема вот туточки. Цель эксперимента - показать, что составление "рабочих" композиций - дело вполне реальное. А теперь я помолчу, хочу послушать ваши мнения о том, что означает (подробно) данный коллаж, как именно он работает, и - для особо продвинутых - в каком порядке должен выполняться рисунок, чтоб заодно полюбоваться побочным эффектом? Оценок типа "садись, пять" - не будет. Я просто через какое-то время напишу правильные ответы. Но если эта задачка интереса не вызовет - то и ответов, извините, не будет.

Ясен Пень: Мар, паровоз у тебя полетит, эт факт! Но на кой, то есть, зачем опять выкладывать свои личные вещи, да еще рабочие? Сколько раз тебе говорил - не слушаешь. Вот пишу, чтоб прочитала: других бережешь, а себя? Надоело уже с тобой спорить, осталось только восхищаться. Ну - восхищен, да. Как всегда.

Непряха: О-о-о-о-о-о-й... А какие из значений знаков надо считать? У каждого знака - несколько названий. Если наверху конские головы - то посередине Древо Жизни, внизу - Уж, это я знаю, а что тогда Звезда Креста? И почему елочки зеленые? Ой-ей-ей-ей-ей... Пойду рисовать на бумажке. Спасибо за задачку, интересная!

silver: Хоть рязанское, хоть балтийское прочтение, а все равно (для начала) эта схема о космогонии и читается сверху вниз. Да и на воротушку рубахи взглянуть стоит.

Мара: А что такое любое действие, как не детализация Вселенной? Все дело в нюансах... А воротушка - вон, в Рарочках имеется. Только данная композиция и автономно вполне замечательно включается.

Наташа: Жаль, что авторитетные мнения пока не обнародованы. И вот рискну предложить свое. (Очень уж хочется увидеть правильный ответ). "Конские головы" в верхней части узора символизируют завершенность защитного комплекса - рисунка; целостность оберегаемого объекта - владелицы изделия, на котором размещен рисунок. В то же время "Крнские головы" обозначивают место вхождения (границу прохождения) потока сверху, который подхватывается и адаптируется "Птицами" для конкретного человека. Человек же этот однозначно идентифицируется знаком "Треугольник Мары". Вывернутый "Огненный крест" - огонь небесный, огонь жизни - образует линию-основу для композиции. И, я думаю, отражает жизненную миссию хозяйки. Образующаяся волна рисунка из элементов "Звезда креста" и "Треугольник Мары" - это символ беспрерывности бытия. Она окружена знаками "Огненного креста" сверху и снизу ("Крест крестов"), т.е. насыщена животворной силой: вода + огонь. Завершенность, которая отмечена (в моей версии) "Конскими головами" не может состояться без элементов нижнего мира - знак "Ужа". На них опирается волна из "Треугольников Мары". Это опыт и помощь предков в поддержании действенности рисунка. Красный и черный цвета - бытие и небытие. Лишь их объединение (сосуществование) дает возможность протекания(динамики) жизни. А о том, что весь коллаж не является абстрактным, а предназначен для конкретного мира земного бытия под солнцем, говорит зеленое "Дерево жизни". Оно роджается из взаимодействия небесного, подземного огней, воды и в то же время является причиной их существования. Зеленое "Дерево жизни" образует еще одну основополагающую линию, на которой держится вся композиция вцелом. Ее важность подчеркивается расположением рисунка - в верхней трети рукава - зоне сердца - основном жизненном центре человека. От модераторов: Мы че-то где-то бегали, сюда не заглядывали, вот деушку промариновали пять дён. Извиняемся. Стая товарищей.

Мара: Наташа, спасибо за вариант, очень интересный подход, но давайте пока еще кого-то подождем, хорошо? Лето, знаете ли, отпуска и все такое...

Непряха: Мара, а вот это, что красным цветом, Звезда Креста и Треугольник Мары - это у меня складывается в линию-зигзаг. Это тоже знак считается? Получается еще вода?

Мара: Непряха, можно и так прочесть... Но уж давай дальше, полностью.

Непряха: Гром-ветер-вода-дерево-уж Похоже на защищающую стену дождя? (робко) ура? Только почему там стоят еще кресты - я пока не догадалась

Sparwilla: У меня тоже предположение имеется... В рисунка много элементов связи земли и неба (птички;елочки (мировое древо);две линии зигзага, которые воды Мары)). Плюс еще сам рисунок "замкнут" движением солнца (кони - солнце на набе, ужики -под землей), а оно получается тоже, вроде как "связывает" - от земли к небу и обратно (простите, если звучит дико). Возможно узор помогает в восприятии чего-либо, чему способствует такое количество элементов связи.

Мара: Sparwilla пишет: Возможно узор помогает в восприятии чего-либо, чему способствует такое количество элементов связи. Золотые слова

Мара: Кто еще хотел высказать свои предположения - высказывайтесь. А то опоздаете - будет неинтересно.

silver: Воды Мары - то, что объединяет небо и землю (по эволюции знаков). Здесь небо изливается плодотворным (двойной колос) дождем с громом (вывернутый огненный крест) и молнией (двойной крест) - гроза, стихия. Воды Мары - основание для сочетания знаков треугольника Мары и звезды креста, знаков земного и небесного. Стрижи Диевса образуют пару с ужами Мары - опять объединение небесного и земного. Локальный вариант сотворения мира? Чтобы летом посевы не засохли? :) Локальный - потому что конкретика ситуации усиливается двойным колосом и конкретным деревом жизни. Плюс, собственно, посвящение этого орнамента Маре - владычице материального, земного и подземного. Отворитесь ключом небеса, Прилети на крыльях гроза! С неба огонь - вниз, Вода огня - вниз. Вода открывает землю, Вода уходит под землю, Ужи закрывают землю. Земля живая!

Мара: Прошу прощения у почтеннейшей публики, надо было еще недели три назад написать, да уж очень долго вспоминала, с какой все-таки ноги обувалась сороконожка Итак, расшифровка. Заклинательная символика этой композиции — призыв в качестве защиты, именем Великой Матери, сил грома, дождя, «верхних вод». Поскольку была выбрана зона бицепса на рукаве, все вполне оправданно. Посмотрим подробнее. Композиция выходит из плоскости, она многомерна, и, кроме того, читается в нескольких направлениях. Полагаю, больше всего вопросов вызвали значения разных видов крестов в орнаменте. «Ветвистый крест» служит концентратором и связующим элементом, нижний «крест крестов» в данном случае читается как «Крест Перконса», ну а «Звезда Креста», с одной стороны, усиливает и уточняет линию «вод Мары», с другой – принимает поток и собою связывает уровни и слои композиции. Специфическими, как и положено, остаются «треугольник Мары», «стрижи», «ужи», «топоры Перконса» и «древо Жизни». Таким образом, сила Перконса водой-огнем (небесным огнем жизни) проходит, питая растущее навстречу древо Жизни, и собирается-гасится в кресте Перконса. Сила ветров, воздуха, так же с водой проходит к древу, вода уходит к ужам. Ну и сияющие силой воды Мары – пронизывают все и вся. Собственно, стена ливня, да с грозой. Лично мне – нравится О чем, кроме законов физики (которые, кстати, так никто и не отменил пока), следует помнить при составлении сложных композиций? О цельности темы и соразмерности. Расписываемый «текст» должен быть по возможности краток и понятен, а знаки – принадлежать к единой орнаментальной группе. Да, у вышеописанного комплекса есть еще «побочный эффект». При определенном порядке выполнения рисунка, в течение 20 минут, независимо от времени года, начинается гроза.

Непряха: Ой, спасибо! Так приятно, что я немножечко угадала все-таки! Мара, а вот такой побочный эффект, он в каких случаях бывает? Это можно сделать специально, чтоб что-нибудь такое заклинать?

Мара: Непряха, в данном случае "побочный эффект" - скорее, результат объемного прочувствования образа. Кроме того, такие знаковые заклинания срабатывают в момент исполнения, причем, непрерывного исполнения всей "фразы". В остальное же время, уже прорисованные, они работают, как и было задумано. Похожий эффект был у меня с другим рисунком, только я его не для себя делала, поэтому не покажу, уж извините. В тот раз отрисовка была - защита силой леса, там была сила роста, мощи лесной, и очень много воздуха. Вполне хороший получился орнамент, честное слово. Но в процессе выполнения срабатывало "Отчего ветер дует? - От того, что деревья качаются!", начинался сильнейший ветер. Так что "что-нибудь такое заклинать" - оно, конечно, можно. Только при этом хорошо бы четко понимать наполненность каждого знака и сплетение стихий в кружево.

Sparwilla: Недавно видела несколько интересных вещей. 1) Узоры на избах на Валдае. Слуховые окна там вырезают в виде лунниц. 2) Парня, у которого на груди, прямо над соском вытатуирован спорыш (он утверждал, что это знак Семрагла - главного славянкого бога или же руна (на вопрос "Какая?" ответил - "Руна! Россия - для русских!" Более вразумительного ответа добиться не удалось, ибо сей отрок был под градусом.), 3) а рядом с ним парня со знаком "биологическая опасность (чума, сибирская язва)" на плече, утверждавшего что это знак прави...

Мара: Одно только непонятно - почему форма слуховых окон на Валдае стоит в одном ряду перечислений с человеческой глупостью?.. А что до "самых правильных славянских татуировок" - бедные мальчики, не то что самостоятельного поиска не ведущие, а - книг не читающие в принципе, попали под какую-то из великого множества спекуляций на языческой тематике. И мальчиков - не переубедить ни-ког-да. Увы. Кстати, знаков Прави, Нави и Яви - нет. Поскольку это объемные адресные понятия, и адресация в орнаментальных рядах отражается по-другому. И у Семаргла тоже отдельного знака нет, есть образ огненного пса с расцветающим хвостом. Ему, бедняжке, и без того регулярно воду с землей приписывают, урожайность в центнерах с гектара повышать. Предела глупости, невежеству и мракобесию - нет. Пока не определили. Но это не означает, что нельзя отдельно взятую глупость пришпилить булавочкой в коробочку. Во избежание.

Sparwilla: Вот еще одна рубашка в коллекцию купальских. http://f.foto.radikal.ru/0609/38a347e53fd5.jpg

silver: Приглядываемся... Да это ж оберег воина Перуна, один к одному содранный у хозяйки...

Мара: Странно было бы давать примеры работающих оберегов, и ждать, что ими будут только любоваться. Меня больше забавляет общее сочетание. Этакий коллаж Картинку-то передрали, а вот как ее использовать - так и не дотумкали. Очередное "авторское прочтение"

Olmer: помогите разобратся со значением оберегов. тех, что здесь же, на сайте, для начала

Непряха: Olmer, это как со словарем. Есть описания каждого знака. Смотришь на рисунок оберега и читаешь. А если еще и прочитаешь эту ветку, и еще например вон ту...

Sally: Случайно увидела в блогах ЖЖ Получила глубокий культурный шок. Вот это, значится, верх а вот это, вроде бы, низ Думаете, на ком оно? А на мужике! И еще мужик этот - в лаптях. Пляшет. Фотографа, извините, не называю, фотограф, похоже, не виноватый, не при делах. Увидал картинку - снял. У них рефлекс такой, у фотографов.

Ясен Пень: А-А-А-А-А-А-А!!! Неоязы дураки - эт понятно. А эти танцоры - они фольклорные вроде? Даже я, пень такой, понимаю, что не для мужика бабий гайтан! Все, девки, уморили, еле отдышался!

Расич: Здравы будьте! Пытаюсь научиться составлять композицию узора на одежде. Понял, что помимо того что узор должен отражать картину мироздания, он должен “петь”. На сайте есть оберег “Свет в доме”, подскажите возможно ли такое его прочтение, поэт из меня плохой, поэтому использую сборник Велеслава: «Убрал, раз такое дело.... незнал....» Т.е. как я понял из узора, очищающий огонь идет из середины оберега, а свастика раскручивает его, дает движение. Получаем очищающий огонь по кругу, который защищает дом от навьев (сглаз. наговоры и т.д.)

Мара: Расич, пожалуйста, не цитируйте тексты, придуманные Велеславом. По крайней мере, здесь. У них ужасная новодельная энергетика, убивающая все живое. Для понимания смысла оберега достаточно понимания гармонии, стихи сочинять от Вас никто не требует.

Расич: Ой, извините.... Скажите, я правильно прочитал? Смысл понял правильно?

Расич: Как я читал. Скажу честно прочтение silver, не смотрел, потому как прочтение было бы уже не моим. Агуня - Бог Земного Огня, младший из Сварожичей. Являет собой Силу Богов Небесных на Земле - очищающую и оберегающую от всякой нечисти. Свастика прямая - сила, движение. Как мне видится создает движение от Агуни наружу, раскручивая. Т.е. свастика вращаясь по часовой стрелке, подхватывает огонь от Агуни и выбрасывает наружу, тем самым придавая движение всему оберегу по часовой стрелке. Вот таким я его увидел. Я понимаю что прочтение у всех индивидуальное. Нет одного рецепта на всех. Подскажите не ошибся ли я? Имеет ли право такое прочтение на существование? Или оно ошибочно, и все таки движение идет в центр?

Мара: Расич пишет: прочтение silver, не смотрел, А вы не можете свои мысли от чужих отделить? И почему ваша попытка к тексту идет в этой ветке, а не там, где silver в контексте темы обсуждения расписывала свои ощущения от рисунков? Стремитесь выделить свое "прочтение" и избежать критики? Так не просите комментариев. Расич пишет: Агуня - Бог Земного Огня, младший из Сварожичей. Являет собой Силу Богов Небесных на Земле - очищающую и оберегающую от всякой нечисти. Да где вы набрались этой выспренной чуши, а? Агуня - бог домашнего очага. А что до младшего... Люди - подобие богов, а не наоборот, и крайне глупо пытаться выстроить богов по ранжиру. Асова тоже уберите подальше. Еще раз увижу Много Больших Буков - забаню безжалостно.

Зима: Мастерицы да умницы, здравствуйте. Когда читала предыдущий разговор, было иногда весело, до слёз. Только на этом форуме уразумела, что вышивка это не столько украшение. Знаю, что вышивали в своё время все женщины, да не все шедевры могли создать. Зато читать узор умели многие, в том числе и мужчины, которым часто иголку держать в руках не доводилось. К сожалению, мне так аккуратно не вышить, как у некоторых волшебниц получается, хоть всё же планирую рубаху вышить. Вопрос: насколько это против правил отдать вышивать рубаху мастеру, предварительно сочинив узор? И ещё вопрос просьба, хоть они и не приветствуются… Тут на картинке вышивка, которая была куплена мною. Она представляет собой картину, автор назвала её «Энергия Любви – волшебная сила». Поверив автору, я повесила её в спальне, а стоило ли? Судя по расшифровкам символов, опубликованных в статьях, это мягко говоря не так? Куда же её повесить?

Мара: Зима пишет: читать узор умели многие, в том числе и мужчины, которым часто иголку держать в руках не доводилось. Зато мужчинам приходилось держать в руке шило с дратвой, топор, нож... Орнаментальное письмо никогда не ограничивалось по способам выполнения. Просто учитывать надо форму, приемлемую для каждого конкретного случая. Зима пишет: Вопрос: насколько это против правил отдать вышивать рубаху мастеру, предварительно сочинив узор? Давайте разделим ремесло и сакральность костюма. Рубахи и на заказ всегда вышивали, и на продажу тоже. Ничего в этом драматичного нет. Когда женщина сама способна все мысли и песни на ткань перенести - почет ей и уважение. Когда не способна - будет носить покупное или что попроще. Если выполняется заклинательный орнамент, то значение имеет и то, кто именно этот орнамент вышивает. С каждым стежком можно судьбу повернуть, если рисунок - цельный. Поэтому вещи стилизованные или по этнографическим образцам, но не несущие четко привязанной к будущим хозяевам заклинательной символики можно и заказывать, и покупать. Это кто как для себя решит. Но если по каким-то причинам требуется узор, привязанный к личности заказчика - исполнителя, наверное, выбирать надо с большим разбором. Не всякому довериться можно. Зима пишет: И ещё вопрос просьба, хоть они и не приветствуются… А вот такие передергивания и спекуляции действительно раздражают. Вы "нищасную сиротку" изображаете, или на скандал целитесь? Так вот, скандала не будет. Будет бан. Я такие вещи один раз говорю, и повторять более не стану. Теперь насчет вышивки на фото. Элементы орнамента довольно стандартные, используются на большой территории, в основном - на западных землях. Очень характерные скошенные ромбы, образующие стрелки и звездочки. В частности, так вышивают скатерти, салфетки, покрывала, подушки - в Моравии, Словакии, Польше. В Татрах и Карпатах. Данный рисунок никакой сакральности не несет, если пытаться его читать в любом из трех базовых орнаментальных рядов. Так что "волшебство" тут - разве что в названии. Да и квадраты, закрытые пустыми ромбами, мягко говоря, с "энергией любви" не очень вяжутся. Просто милый западнославянский узорчик. Декоративненько.

Зима: Грустно, раз так. Это значит, что вышивка шла по какой-нибудь книге-журналу, а продавалась, чуть ли оберегом. читать в любом из трех базовых орнаментальных рядов Что такое базовые орнаментальные ряды? Это ритмично-повторящийся узор на поверхности ткани? На подолах, и рушниках знаю что такое орнаментальные ряды, а на этой вышивке вроде и рядов нет, квадраты и ромбы в пямоугольнике... А вот университет есть, где обучают вышивке. Но как-то не вдумчиво, хотя материала предостаточно. Профессора дают примеры вышивки с засеянным полем, а называют их солнечными знаками... Задание не для выпускниц университета, а такая ничему не обучающая отмазка.. http://kspu.ptz.ru/structur/kafedry/kafizo/vishivka/index.html

Непряха: Это университет педагогический. Там не вышивке обучают, а стежкам и как рассказывать в школе про этнографию. А читать вышивки вообще нигде не обучают. А про орнаментальные ряды я уже выучила. Ряд орнамента - это рисунок. Орнаментированный - это тоже говорят, когда есть орнамент, то есть рисунок. А еще есть понятие орнаментального письма, когда знаки имеют смысл и весь рисунок тоже, и можно так написать, что хочешь. И вот когда знаки друг с другом совпадают по группе, то это - орнаментальный ряд знаков. И нельзя в один рисунок напихать знаки из разных рядов, будет некрасиво и смысла не будет. А еще Мара говорила, что в балто-славянской зоне таких вот групп знаков, орнаментальных рядов, примерно три. В каждой группе свое сочетание знаков, например, Громовник на западе и на востоке - разный, и западный Громовник с восточными знаками рядом стоять не должен. Получается, что читать в орнаментальных рядах - значит, рассматривать рисунок, как если бы он был прописан вот по какой-то из этих групп. Я ничего не перепутала?

Стая товарищей: Садись, пять.

Зима: Благодарю, Это значит, что в орнаментальном письме, как и в обыкновенном письме, есть разные алфавиты и их нельзя перемешивать, когда что-нибудь пишешь. Это логично и понятно! В балто-славянской зоне таких вот групп знаков, примерн три (т.е. три алфавита, грубо говоря.) Почему примерно? Тут на сайте представлены: 1.Латышские мифологические знаки 2. Символы-элементы народного орнамента, что представлены в статье Доброславы, 3. Руны? я у А. Асова видела и славянские руны, их то же можно использовать? Это и есть базовые орнаментальные ряды? Правильно я поняла?

Schtefan: 3. Руны? я у А. Асова видела и славянские руны, их то же можно использовать? Это и есть базовые орнаментальные ряды? Правильно я поняла? А вы читали статьи НЕ Доброславы? Например, в статьях Хозяйки сайта сказано, что славянских рун нет. Руны - это изначально северная традиция, которая только там и была. Почитайте Торссона, "Северную магию" - там все написано, хотя по-моему лучше сразу читайте первоисточник - Старшую Эдду. Так что если кто еще захочет ляпнуть про сруны, то сначала прочтите побольше нормального и читайте статьи других авторов, тем более, что их статьи получили одобрение большинства людей, знающих материал от и до.

Мара: Зима пишет: Правильно я поняла? Нет.

kmalysko: Непряха пишет: А еще Мара говорила, что в балто-славянской зоне таких вот групп знаков, орнаментальных рядов, примерно три. В каждой группе свое сочетание знаков, например, Громовник на западе и на востоке - разный, и западный Громовник с восточными знаками рядом стоять не должен. Zdravstvujte. Ja gdeto chto to propustila.... Chto eto za gruppy? Kak oni podrazdeliajutsia i chto v nih vhodit? Ja hochiu sshit rubashku synishke. No vot poka ne mogu ponait kakie znaki mogu ispolzovat na ego rubashenjavascript:pst3('','','','',''); javascript:pst3('','','','','');ke (synishke 2 goda). Nuzhno i mozhno li ispolzovat oberezhnye znaki(gdeto v inete chitala, chto rebenok nahoditsia pod zaschitoj svoego roda... tak mozhet ne nuzhno vyshivat oberegov ot sglaza)? Uzh izvinite, esli voprosy glupye, prosto tolko nachinaju uchitsia... nabiratsia umu razumu. ne hochetsia delat liapsusy, kakie Vy vidite... a ja poka net :( Dazhe stydno no... ja postarajus :) Замечание модератора: Транслит здесь не принят. Если у вас нет кириллицы, перейдите на сербскую раскладку

Мара: kmalysko , первые рубашонки детям шьют из одежды родителей, из рубах матери и отца соответственно. Принимают младенца в родительскую рубаху, как в пеленку. Пока ребенок маленький, обережная вышивка на его одежде минимальна, только разрезы и края закрыть, причем, поскольку вещи-то маленькие по размеру, тут не размахнешься. Используются варианты швов. Зигзаги, решетки ("козликом" двойным, например), "гречка" (ромбики счетной гладью на пять ниток, расположенные в 3-5 рядов в шахматном порядке). Никаких специальных знаков на одежде малыша не ставят, он еще маленький и растет, поэтому символика очень общего характера. Очень сложно воспринимать транслит. Пожалуйста, в следующих ваших сообщениях используйте кириллицу.

kmalysko: Спасибо, Мара за совет! Извините за транслит... кирилицу приходится набирать в ворде. В Литву вернусь в сентябре, на пару дней. Попробую влететь одной ногой в музей исторических наук, мне обещиали показать литературу про Литовские узоры. В инете пока я никакой информации не нашла.

Зима: Конечно, нет! Я забыла самое интересное и главное! Это славянское знаковое письмо! Наше родное! А что-то придётся из этого списка исключить, наверное руны. Хоть Schtefan гневно осудил меня за них, мне представляется, что на славянских рубахах они совершенно неуместны. Где бы посмотреть литовский традиционный рушник или рубаху и сравнить её со славянской? Что бы попытаться научиться читать базовые орнаментальные ряды?

Sally: Зима пишет: Где бы посмотреть литовский традиционный рушник или рубаху и сравнить её со славянской? Что бы попытаться научиться читать базовые орнаментальные ряды? Еще одна любительница халявы В сад! В библиотеку, в музей, ногами, сама!

Зима: Побывав в библиотеках и в садах, выяснилось, что литовская народная вышивка занесена Юнеско в сокровищницу мирового наследия. К сожалению, образцов литовской вышивки, что бы полюбоваться этими шедеврами не нашла, но ещё впереди лето, загляну в Литву. Наши родные узоры и сюжеты нужнее. Вот нашла такой сайт, где очень подробно выложены русские чиры богов, духов, людей, природы... ссылка удалена администратором как реклама спекулятивного новодела И статья про чиры хорошая. Мне по душе. Там, конечно написано, что кто не согласен с трактовкой, то это исключительно его проблемы. А вы что думаете?

Мара: Это - по-вашему, "родные узоры и сюжеты"? Я не понимаю, зачем вы здесь так упорно навязываете глупые новоделы. Или сами разницы не видите? Правдоподобие и подтасовки, приправленные пафосом - да, это очень удобно. "А кому не нравится, то его проблемы".. Это что еще такое? Вы сюда тащите всякую гадость, и еще принимаете невинный вид? По душе - на здоровье. Я рада, что вы нашли то, что вам полностью соответствует.

Полюня: Если ребёнок до 6-7 лет – дитя, его охранят те, кто охраняет мать. В 16-18-ть лет это уже вьюноши и девицы, и, с учетом половой принадлежности, тоже понятно, к кому обращаться. А как быть с мальчишкой 12-ти лет? Он уже не дитя, но ещё не воин. А подойдет ли для него защита детинца? Вопрос чисто прикладной – оберег нужен для сына.

Kochevnik: В 12 лет ребенок? В 12 лет уже инициация пройдена,первый нож,первые амулеты(взрослые). А если он всё еще ребенок,то значит кто-то его держит....не Вы ли? Если хотите помочь,отпустите и позвольте ему принимать самостоятельные решения.

Полюня: Отрок, Kochevnik, не ребёнок. Мальчишка. Но в защите(не опеке) материнской все равно нуждается. Спасибо.

Мара: Полюня, Вы смешиваете несколько совершенно различных вопросов. 1. По нашим канонам мальчик к 12-13 годам должен пройти инициацию, получить взрослое имя. С этого момента он по правам и обязанностям приравнивается к взрослому. Загрузку ему дают соответственно организму. Иначе - бессмыслица. Но он - взрослый, и занимает свое место в общественной иерархии, начинает свой путь во взрослом мире. 2. Материнская защита, что идет от природы - прекращается в 7 лет. Органически. Духовная, нравственная защита родного человека у матери по отношению к детям может продолжаться хоть всю жизнь, но обязательным условием нормального развития и детей, и взаимоотношений является условие - отпустить ребенка в мир. Мальчиков в 7 лет от материнского подола в крайнем случае отдирали. Дабы бабья дурь мужика не испортила. Причины и правила отказа власти над детьми - обсуждались ранее в другой ветке 3. Здесь не обсуждается "частичное" язычество. Игровое, понарошку. Или Вы по этим правилам живете, или нет. Поэтому адаптировать канон к сложносочиненным современным психологическим комплексам отдельно взятой семьи никто не будет. Если Вы считаете своего сына ребенком - это исключительно Ваше личное дело, как и Ваша ответственность. В конце концов, Вас никто ни к чему не принуждает. Не забывайте только, что, принимая решение, любой человек обязан принимать ВСЕ последствия данного решения. Ответ на вопрос об обереге будет следующим: Человек до 12 лет по умолчанию считается ребенком. Обереги - детские. Человек с 12-ти лет от роду по умолчанию считается взрослым. Обереги - взрослые. При необходимости рекомендуется пойти в обучение (вне семьи) и пройти инициацию. Желающих продолжить дискуссию о взаимоотношениях в семье настоятельно прошу перейти, например, в эту ветку, или, если есть основания, начать новую. Не стоит сбивать тему ветки "Узоры - говорят?", здесь и так достаточно петель, по знакам.

Дивия: Человек до 12 лет по умолчанию считается ребенком. Обереги - детские. Человек с 12-ти лет от роду по умолчанию считается взрослым. Обереги - взрослые. В чем состоят их различия?

Мара: Детская обережная вышивка "легче" и не имеет четко выраженной половой направленности.

Диана: А как милому расшить рубаху так, чтоб не убег? Чтоб о семье думал, о благополочии, о доме новом...

Мара: Диана, на первой странице этой ветки я достаточно ясно высказала свою позицию по этому вопросу. Приворотные знаки на одежде - это вопиющее нарушение свободы воли, не говоря уже о колоссальном комплексе последствий. "Чтоб не убёг" - это про скотину. А скотине рубахи не вышивают.

Русанка: Здравствуйте, дорогие девушки. Приятно путешествовать по сайту, узнала для себя много нового. И вот решилась спросить у вас совет. Любимый попросил вышить рубаху. Ему очень понравился символ Сварга: (СВАРГА - Символ Небесного Пути, а также символ Духовного Восхождения, через многие гармоничные Миры Духовного Совершенства, через многомерные Местности и Реальности расположенные на Золотом Пути, к конечной точке странствования Души, Которую называют - Миру Прави.) Попросил вышить ее в области сердца. В принципе, на этом его пожелания закончились, но мне хотелось бы все-таки вышить и горловину, и рукава, и подол. Пусть это будет не исторично, но главное, чтобы общий смысл орнаментов был в области духовного развития, постижения мира, души... (Он занимается восточными практиками и, в принципе, не обязательно узоры должны быть чисто славянскими. Возможно, из каких-от других культур или стилизация). Дорогие девушки, буду очень признательна, если подскажете, какой орнамент можно разместить на рукавах вотороте и подоле. В этой рубашке Любимый будет заниматься различными практиками... Зарнее благодарю!

Скоммарх: Если ваш любимый занимается восточными духовными практиками, вам стоит обратить внимание на традиции той местности коя оные духовные практики произвела на свет.В каждой школе есть свои условности, и установленные одежды и символы. Поэтому смешивать не желательно. Чуждый орнамент будет рубить потоки и связки конкретной духовной традиции. В китае есть свои священные животные и символы, которые необходимо наносить на одежды в строгой последовательности,в зависмости от уровня и родословной человека. Вышивка не должна содержать табуированных знаков к которым относятся имена почивших предков, знаки императорского дома. Одежда должна быть установленного цвета и материала.

Татка: Уважаемые дамы и господа... =) прочитав все, что здесь было по узорам попыталась составить узор себе на рубаху... хотела бы услышать критику...

Стая товарищей: Татка пишет: прочитав все, что здесь было по узорам попыталась составить узор себе на рубаху... хотела бы услышать критику... Слушайте внимательно: НИ ХРЕНА НЕ ВИДНО! Попытка не зачтена.

Грей: Добрый день! У меня такой вопрос,друг у меня решил сделать тауировку, если не ошибаюсь плечо - грудь. Составил он себе вот этот узор подскажите пожалуйста, насколько он верен и какое имеет значение?

Ясен Пень: А друг что, сам значения не знает? Или знает, что его там нет? Одного элемента в такой татуировке точно недостает: Валькнут на задницу!

Скоммарх: Смеялсо. Особенно попыткой нарисовать пустую руну. (квадратик слева). А лагаз нахрена набок покладен? Центр наколки хагал- одна из трех рун задержки и ограничений- град. Т.е. центральное событие в жизни героя получение пиздюлей от внешних, от него не зависящих факторов- мои аплодисменты, лагаз -поток приводит к руне тайн и судьбы которая по совместительству руна смерти, как высшей тайны. Еще смешнее. Сверху у нас одал- т.е. наследство, недвижимое имущество, т.е. перец через посажение кого то в тюрму хочет приобрести его квартирку? охренеть, дайте две. Левая сторона аще непонятна- опять таки пустая руна- она и есть пустая.- Ноль. Ничего. Шиш с маслом. можно было просто оставить чистое место- эффект был бы тем же. Четыре руны по краям я вообще во внимание не беру- онми за кругом. Кроме того их 4, а рун должно быть не четное количество. Косая могилка с низу- наверное тоже что-то должна значить , но я такой руны не упомню.

Стая товарищей: Это ж сруны!

Грей: насколько я понял левая часть притягивает материальные ценности, справа преодаление любых преград, снаружи врата, не выпускают наружу. чт осверху и снизу не понял....( Замечание модератора: Используйте кнопку "ответить", иначе все ваши сообщения будут удалены за запутывание ветки.

Sally: Бредовость использованных славянских рун весьма изящно дополнена идиотизмом композиции. Если кто хочет на себе клеймо ставить - пусть ставит. Его жизнь, как хочет, пусть так и уродует.

Грей: Спасибо большое:) а что бы посоветовали прочитать про руны? информацию на этом сайте читал, из авторов на которых ссылается уважаемая Мара, к сожалению нашел лишь одного. П.С. при нажиме на кнопку ответ, он точно также переносит в окно с отправкой.

Стая товарищей: Кнопка "ответить" под сообщением, на которое вы собираетесь ответить, помогает разместить ваш ответ там, где ему следует находиться. Прекратите сорить! И читайте объявления администратора.

РысяЧ: Грей, топайте на торрент. Там есть всё!

Schtefan: хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе-ХЕ! Но торрент не имеет возможности дать нормальную/правдивую информацию) А вот тут ее можно увидеть, если нормально читать и думать. Вопрос лишь в том нужна людям действительная информация, или бред очередных Муд(р)озубров и прочих самопровозглашенных волхвов.

Стая товарищей: Торрент имеет точно такую же "возможность дать нормальную/правдивую информацию", как и eMule, и Google? и Яндекс. Одни люди информацию в сеть выкладывают, а другие ее - подбирают. Мозги включать при анализе - по-прежнему настоятельно рекомендуется.

Schtefan: Люди, которые могут дать действительно стоящую информацию и действительно правдивую - торрентом не пользуются.

Esa: Здравствуйте! Для начала, хочу сказать большое спасибо создателю сайта! Редко встречается такая подборка действительно интересной и полезной информации! Но, к сожалению, чем больше я читаю, тем больше запутываюсь в символике вышивки. Последнее время, это меня начало уже угнетать((( А дело вот в чём - решила я сшить для жениха свадебную рубаху. Дело это серьёзное, поэтому расшить её абы-как не могу, узоры должны быть, как минимум, уместны. Информации, в частности, в интернете, много, но часто она противоречива, а про свадебные рубахи вообще кошмар какой-то... совершенно разные вещи встречаются! Помогите, люди добрые! Дайте хоть наводки какие... В общем, как мне начать думать, чтобы додуматься до узоров. Частный вопрос: допустим ли такой орнамент для подола?

Стая товарищей: Esa пишет: Частный вопрос: допустим ли такой орнамент для подола? Да, допустим. Это классический плодововыгодный урожайный комплекс.

Esa: Спасибо) Значение этого орнамента я знаю - действительно, простой классический вариант. Мне он самой очень нравится, хочу его на подол и рукава, кажется, это приемлемо. С воротом пока решить не могу: видела вариант исполнения Рогатея. Рубаха туникообразная, ворот без стойки хочу сделать. Ещё вопрос - нужна ли подоплёка? Ведь вещь не для повседневного использования.

Тата: Простите за вторжение, но у меня возник такой вопрос: влияет ли на "работу" узора в одежде то, как он вышит, гладью ли, крестиком ли, или вообще линейно? Просто крест сам по себе - тоже символ...

Мара: Тата , нет, не влияет. Шитье крестиком заменило заполнение счетными швами. Крестик дает более "плотное" ощущение, но в современном мире такие нюансы мало кто учитывает.

Тата: Спасибо! И ещё вопрос: все знаки делятся на мужские и женские - это я уже поняла.. Но при составлении узора учитывается не только половая принадлежность, но также личные качества человека, которому этот узор, так ведь? Есть ли допустимые и для мужчин, и для женщин символы(ну, кроме стихий)? Или все зависит только от того, где данный символ вышит и контекста всего узора?

Sally: Тата , 1. Не все знаки делятся на мужские и женские. Вы не поняли. 2. Так ведь. 3. Есть. 4. Нет. В-шестых и последних. Не спешите.

Димоназ: Категорически приветствую . Есть две рубашечки - одна приобретена по случаю , вторая задарена . От задался вопросом что за вещи . 1. обстчий вид , на подоле , ну вроде как ворот , рукав ну и то же самое в плечевой зоне поясок был простая веревочка красненькая с кисточками сдается мне просто стилизация , шоб красивишно было так сказать ибо : вкруговую нет ничего , да и классического почти ничего не проглядывается , окромя вод может быть ну и что-то похожее на САЙТ keep4u.ru ОПАСЕН, РАССЫЛАЕТ ВИРУСЫ!см неск. постов выше в районе ворота , но разорван орнамент ... можно просто да или нет ) ежели да то и отлично , ежели нет бум разбираться дальше ( к тому что халявщиков тут , да и везде не жалуют , и это верно ) 2. рубашка предположительно чувашская ( удмуртская ?.. ) тут совсем неясно , но вродь как тоже без особого смысла ? - можно тоже да/нет без развернутого ответу ;) ( хотя здесь саааааапсэм не уверен ибо что-то и проглядывается , но цветы и элементы чуднЫе ) ворот рукава пояс подол пустой . Ну и приобрел тут косовороточку простую без всего и черную - насчет цвета , кстати , совсем не исторично , наверное ? ( хотя такой цели и не было , практичнее просто в плане носки стирки ) От думаю как бы украсить ... Воротить огород как на теле в первом посте это смешно ... так что наверное что-то стилизованое , не будет ли уважаемая хозяйка против если что-то будет взято отсель ?

Мара: Димоназ пишет: От задался вопросом что за вещи . Задались - на здоровье. Или вы полагаете, что читатели сами и поймут, о чем вообще этот поток сознания, и за вас вопросы сформулируют? Если хотите внятных ответов, будьте добры, пишите внятно и по-русски. Ваши псевдопростецкие орфографизмы смысла сообщению не прибавляют. не будет ли уважаемая хозяйка против если что-то будет взято отсель ? Ссылка на общую схему декора. Что до фрагментов, опубликованных в статье, - риск, конечно, дело благородное, только те узоры под конкретного человека делались, другого может и шарахнуть. И не просто шарахнуть, а необратимо.

ольга: Здравия! Помогите и мне !!! Я совсем запуталась.......Я хочу сшить рубаху,поневу себе - мне 25 лет ,замужем ,сыну 5 лет....хочется чтоб было все правильно! какую символику мне использовать для вышивки и где (конкретно). Со схемами и (или)фото пожалуйста.......... в нете столько информации зачастую противоречивой. если у кого есть ссылки на конкретную информацию - ответе пожалуйста!!!!

Мара: Ольга, Вам придется прочесть с десяток книг по этнографии. По истории народного костюма. Выделить хотя бы один из употребляемых на балто-славянской территории орнаментальных рядов. Определиться с тем, какой местности костюм Вы хотите и какой социальный и имущественный статус намерены иллюстрировать. И из подобранных вариантов уже выбрать тот, что будете выполнять в материале. Индивидуальных рисунков мы здесь не составляем. Кстати, рубаха и понёва - это разные детали костюма. И не кричите так, пожалуйста, это не прибавляет нтереса к Вашим требованиям.

хочу знать: Здравствуйте) навышивала братцу узоров на рубахе и,прочитав вышесказанное, переживаю...)подскажите, какие книжки почитать?так сказать фундаментальные/для начинающих.Заранее спасибо)жду ответа

Стая товарищей: Здравствуйте, "хочу знать". Если вас не устраивает уже перечисленная в этой ветке литература, а также источники, упомянутые в других ветках на форуме, то уж и не знаем, чем вам помочь. Обратитесь, пожалуй, на форумы фундаментальные/для начинающих. Мы тут методички не пишем.



полная версия страницы