Форум » Понаплетено » Змей-Цмок, властитель вод » Ответить

Змей-Цмок, властитель вод

Мара: Лентяи вы все, вот что. Столько тем незаконченных... Запевка будет такая: Когда плели об архетипах змея в славянской традиции, то быстренько что-то как-то тронули, будто лист на бегу, и все. Но про Цмока - сказали. Когда про славянскую космогонию говорили - тоже без Цмока не обошлось. Сейчас начал складываться у меня более связный рассказ. Но прежде чем россказни записывать, хочу здесь все это обболтать. Змей-Цмок, хозяин вод. Это из многомерности нашего мира, он "тоже был", или "тоже есть". Происхождение? Нагов не предлагать! Или, по крайней мере, обосновывать. Вода чудесной становится ночью 19 января. И только на нашей территории, между прочим, она такой становится сама, без специальных действий церковнослужителей. Купание в проруби в эту ночь - очищает, силы дает... Дохристианское происхождение этой мистерии очевидно. Мне хочется найти наиболее точную календарную связку. Почему именно в эту ночь? Ближайшая точка отсчета - Коляда, раз день священных вод не сдвигается по лунному календарю. После Коляды идут лютовы дни, но они отличаются от февральских. И по состоянию, и по смысловой нагрузке. тут я оставлю место для ваших слов, свое мнение, с вашего разрешения, напишу чуть позже, не хочу торопиться Крещение, ночь священных вод - ровно через 27 дней, трижды девять от точки нижнего прохождения Солнца, именно астрономической. - Так, значит, отсчет в данном случае идет не от Коляды, а от Карачуна? Почему? - Воды становятся чудесными - это Цмок всплывает, или на одну ночь уходит? Логика? - Как соотносится Цмок с другими великими змеями, например, со Змеем-Плещеем? Есть другие имена той же персонификации властителя тайных вод? (Индрик меня не устраивает, Индрик - это мамонт, его присобачивание к великим змеям - позднятина однозначно. Если вообще не очередная мина с приветом от славянофилов-разночинцев, бесчинствовавших в XIX веке. ) - Есть ли связь с волками? Я знаю, что с волками связь есть всегда, потому что волки - сами связными служат. В данном случае хотелось бы уточнить - относятся ли сюда же лютовы две недели после Коляды, и если относятся - то как? _____________ Все, хватит пока. Жду высказываний по любым из перечисленных вопросов. Для новичков напомню: мы не придумываем, не додумываем, не притягиваем за уши пафосные имена и загадочные термины. Мы вспоминаем и стараемся заново понять то, что для предков было очевидным и естественным, как дыхание.

Ответов - 39, стр: 1 2 All

Михаил: Хочу спросить одну вещь. Я читал у Марии Семёновой миф о борьбе Перуна со Змеем, который там одновременно и Велес, и Цмок. Но если считать Велеса и Цмока разными богами, то с кем же из них не поладил Перун? Или с обоими? Подходит ли к Цмоку образ глупого, жадного Змея, олицетворяющего неразумную, разрушающую стихию? (к мудрому Велесу, насколько я понимаю, этот образ не подходит)

Скоммарх: http://maara.borda.ru/?1-0-0-00000180-009.002 Не читайте Семенову, особенно на ночь. Велес- это Велес. Цмок- это Цмок. А Маша Семенова- это Маша Семенова. И у Маши Семеновой Перун мог биться ну абсолютно с кем угодно, начиная от Хуан-Ди и заканчивая Кецалькоатлем.

Михаил: Скоммарх пишет: А Маша Семенова- это Маша Семенова. И у Маши Семеновой Перун мог биться ну абсолютно с кем угодно, начиная от Хуан-Ди и заканчивая Кецалькоатлем. А с кем он действительно сражается в славянской мифологии? С Велесом, с Цмоком или с кем другим?


Скоммарх: Да ни с кем он не сражается. Это у Маши в голове каша. Она захотела натянуть шкурку на кисель а миф про рыбалку Тора на змея на славянскую почву. Типа чтоб все было складненько. Не надо страдать дурью. Не надо искать параллели в перпендикуляре. Скандинавы- это скандинавы.Славяне -это славяне. Абсолютно разная семантика.

Михаил: Это Перун ни с кем не сражается? Что-то Вы, Скоммарх, путаете... Вы, что, хотите сказать, что в славянской мифологии вообще не было мотива битвы Перуна со змеем? Но... Основной миф ведь не Семёнова придумала, о нём серьёзные учёные писали... И легенды о борьбе Ильи-пророка с чёртом и разных там святых со Змеями - ведь явно из языческой древности происходят... И у белорусов, кажется, сказки есть ("Перун и Сатана"), подтверждающие, что у Перуна есть какой-то сильный противник... И Афанасьев пишет, что Перун со Змеем сражается... И чем же наши предки считали грозу, если не битвой Перуна со Змеем? Я вообще думал, что это самое бесспорное место в славянской мифологии.

Скоммарх: А еще есть мнение что во время грозы идет акт соития неба и земли. Как вам такой поворот событий? А еще хотите модный выкрутас от сербских братьев?У сербов змей летает тучей и сыпет молниями и градом. И все змейские рулять тучами грозами и непогодой ( лями). Так что если у хорватов перун и дрался со змеем то снизу вверх а не сверху вниз)))

kompletion: Рядом с городом Сплитом, в Хорватии, есть гора Перун, а рядом Змийская гора, чуть поменьше. На горе Перун было капище Перуново. Сохранился камень с изображением Перуна, поражающего змея. Сейчас он вставлен в христианскую церквуху, типа. как св. Георгий. Но хорваты помнят, что это Перун. Замечание модератора: А вот здесь была попытка рекламы блога, ан хрен вам, гость дорогой! Кстати, в родопских песнопениях, змей - белый и пернатый.

Елена: в первом же сообщении Мары ссылки не работают, и довольно часто сие происходит, очень жаль... проверьте, пожалуйста, а то очень жалко... или у меня с компом беда?

Стая товарищей: Сменился адрес форума (периодически меняют на хосте), а ссылки остались прежние. Поправим. Пока, если видите ссылку на прежние записи в этом же форуме. то они целы, но сидят под другим немного адресом. Можете сами в адресной строке исправить maara.fastbb.ru на maara.borda.ru То есть правильные ссылки будут http://maara.borda.ru/index.pl?1-0-30-00000104-000-0-0 и http://maara.borda.ru/index.pl?1-0-0-00000120-004 Спасибо, что обратили наше внимание на нестыковку.



полная версия страницы