Форум » Понаплетено » Космогония в славянской традиции » Ответить

Космогония в славянской традиции

Мара: Ну давайте начнем новый кусочек кружева. Не мудрствуя лукаво, зачином ставлю то, что все читали, но половина - не помнит, что они читали. На сайте есть небольшое упоминание о преданиях Сварогова цикла цитатаИ поднял Сварог свой чертог ввысь, и защитил его ледяной твердью. А поверх тверди сотворил новый Лазоревый мир и перенес туда Рай-Ирий и провел туда новую дорогу - Звездный путь, по которому течет Рая-река, чтобы этим путем достойные Рая-Ирия могли достичь его. И залил водою горящую Персть и из разрушенного, погибшего Лазоревого мира создал новый мир, новую природу, и назвал его Землею, что значит «пребывать в страдании». И повелел Сварог всем бунтовщикам искупить свой грех и забыть свое прошлое, рождаться людьми и в страданиях только совершенствоваться, чтобы достичь, что утеряли, и вернуться очищенными к Сварогу, в Рай-Ирий.

Ответов - 75, стр: 1 2 3 All

silver: У соседей - по Афанасьеву, например, породы баньян - разновидность смоковницы (инжира, фигового дерева), ньягродха - «растущий вниз». Еще у других соседей - тополь (у степняков): «терек» (казах.), «дерек» (туркм.) - тюркский корень слова этимологически восходит к тому же корню, что и «дерево», «tree». Кстати, про березовый сок все знают. Но ясени тоже обладают свойством (особенно южная его разновидность - fraxinus ornus) по весне точить сладкий сок. Кто про фигу инжирную что-нибудь аналогичное знает? Надо проверить. А у нас еще есть мировые яблоньки, дающие молодильные яблочки!

Вечный студент: silver пишет: цитатаА у нас еще есть мировые яблоньки, дающие молодильные яблочки Есть Но только не яблоньки а яблонька - запамятовал, в котором из Ириев - земном или небесном. И не мировая, а очень даже для ограниченного круга пользования. Вследствие чего, кто только не пытался получить доступ к телу И Жар-птица яблоки воровала, и кто-то из Богов пытался затихарить неучтенные плоды, да и смертные периодически покушались...

silver: Сначала было подумала, что Дерево растет "сверху вниз", пока не сообразила, что у деревьев корневая система по своим размерам равнозначна кроне. В общем, какая разница, откуда куда растет. Главное, что всюду проросло.


Мара: А тебе не кажется, что "вниз ветвями, вверх корнями" - это обозначение нахождения наблюдателя в Нави? Насчет Прави - не берусь судить, давно там люди не бывали Ну, хорошо. В другом мире, "не тутошнем"? Таким образом, "перевернутое" дерево усиливает зацепку на Триглав, на все-мирье. Потому что "за тридевять земель" и прочая столь же конкретная адресация - это тоже "тот" мир.

silver: Однозначно не в тутошнем. В тутошнем девицы-рукодельницы на березах не сидят. Думаю, что не в Нави, а там, где все три мира видны. Корни, ветви, крылья, ноги и хвосты... :)) Точно, всемирье!

Скоммарх: silver silver пишет: цитатаНу с чего ты взял, что я считаю Триглав тремя статичными мирами? Аргументируй, пожалуйста, основываясь на моих собственных словах Будем на горло брать? silver пишет: цитатаИ я не уперлась в межмирье, silver пишет: цитатасовершенно не значит того, что Явь - всего лишь межмирье. silver пишет: цитатаА кто написал про межмирье между мирами? А если межмирье = целому миру? А для тебя межмирье- бесплатное приложение. silver пишет: цитатаХорошо: пусть Явь занимает почетное третье место. А кто - первое? Кто - второе? И - почему такая расстановка? silver пишет: цитатаТы приписываешь эти самые «номера», уже лишая Явь, Навь и Правь равнозначности, пытаясь классифицировать мироздание. Кто Одно породило Два? Ответь хоть на один мой вопрос: я пытаюсь понять тебя... Места ты сама уже назначила.. и мне всучила, как будто я сказал. А Дао-де -цзин читать надо, тогда Одно, Два и Третье будут не номерами мест. «Рядовой, учите мат.часть..»(ц)

Стая товарищей: Ты это... гони аккуратней... если споришь - давай аргументы. Дао сюда не пришивай. И межмирье тож. Или аргументируй наличие отдельных межмирий в славянской космогонии. Тебя на слове поймать? Можно.

Скоммарх: Стая товарищей Стая товарищей пишет: цитатаТебя на слове поймать? Можно. оно вам надо? Я - не спорю. Я рассказываю.. И спорить не собираюсь вообще. А тем более аргументированно. Я рассказываю как вижу этот мир, как я его чуствую. Как об этом можно спорить? Как вы будете спорить о том что я чуствую? Что увидел то и спел. Не любо- не слушай, а врать не мешай (цы) Есть другие мнения? видите по другому? А если мы говорим о традиции, то все сведется к цитированию источников.. тогда вообще о чем разговор? Подвесили список литературы и дело с концом.

Мара: Слушайте... а когда квазиобъем трех объемных миров стал плоским?.. земля - а над ней свод небес - а вокруг море, а то море и земля на... (ком?) держатся... ну не на слонах же... Хм... на индриках! Когда, в какой момент произошло в массовом мировосприятии то самоограничивание, которое можно проиллюстрировать - вон, сообщениями Скоммарха?.. Ну ладно, у меня тоже бывают дурацкие вопросы...

Вечный студент: Люблю дурацкие вопросы - они заставляют задуматься Я вот тоже задумался... Как один из вариантов: человек так устроен, что склонен не свое сознание поднимать до уровня мироздания, а мироздание опускать до уровня своего сознания. Поэтому максимальный уровень абстракции - это где-то там, за тем, что я могу видеть, слышать, ощущать - за небесным сводом, под землей, под водой. Все проецируется на привычный мир. Мировое древо - это то дерево, которое передо мной, но только выросшее до небес. Кроме того, человеческая память устроена так, что несколько похожих событий, происходивших в разное время в разных местах, по прошествии времени объединяются в одно, противоречивое и с запутанным сюжетом. И тогда события, начавшиеся на небесах, неожиданно продолжаются на Земле, и наоборот.

Мара: наверное, так и есть... прохлопали же ушами разорение женских лесных домов... и что мы тут - про объемы, про многогранное многоцветье... все равно все сведут к доске сосновой... Ладно, давайте дальше, что ли. Над землею Яви - Вырий-рай... Вырий - это в Нави? В Прави? Сейчас опять начнем считать, сколько рядов месяцев на небе после полубочки мёда Заодно - попроще - проходы в Навь. Перво-наперво - лес. Мимо известного архитектурного памятника.

Вечный студент: Дык это... Был......есть Ирий земной, туда по осени птицы улетают, ужи уползают. И есть Ирий небесный. Между ними был мост радужный (вспомните греческую Ириду), по которому можно было в Правь попасть:)))))))))) Потом запер Сварог небо, убрал мост... Правда, рассказывают сказки, что вырастал Царь-горох до неба, а по нему добирался кто-то до небес... А еще говорят, что любой перекресток может стать путем в Навь.

Мара: Точно. А если еще три дороги сходятся - все. Там миры начинают вращаться, блазнить... В Навь проход - как через портал... Между прочим... в Правь можно было попасть раньше, а теперь - затруднительно. Тебе не кажется, что «закрывание неба» связано не только с техническими подробностями предыдущего цикла (это не доказать), но и с той самой профанацией, принудительным от наблюдателя снижением числа степеней свободы системы? Это как «космический лифт», о котором писали пару недель назад - в конструкции Земля учитывается как условно-однородная сфера.

Вечный студент: Да потому и закрыли, что когда Боги ходили среди людей, люди решили, что они равны Богам и сами могут стать как Боги. А на проверку оказалось - нет...

Скоммарх: Вечный студент пишет: цитатаДа потому и закрыли, что когда Боги ходили среди людей, люди решили, что они равны Богам и сами могут стать как Боги. А на проверку оказалось - нет... Хм.. по легенде мы прямые потомки богов и в наших жилах кровь божья и Солнце в крови нашей. И человек - суть бог.. за одной малостью. Надо думать как боги, видеть как боги и поступать как боги и будешь богом. Кто в себе божью искру взыскивает - тот может и пешком в Правь сходить.. таких людей еще святыми называют. А боги и сейчас промеж людей ходят.

Вечный студент: Скоммарх пишет: цитатаХм.. по легенде мы прямые потомки богов и в наших жилах кровь божья и Солнце в крови нашей. И человек - суть бог.. за одной малостью. Надо думать как боги, видеть как боги и поступать как боги и будешь богом. Все правильно говоришь... Потомки - но не боги...из-за той самой малости. Не хочет человек думать как боги, видеть как боги и поступать как боги, свободу понимает как власть над тем, что его окружает, власть и безнаказанность. Святых осмеивает, богов не замечает, даже если пройдет рядом...

Скоммарх: Оно все большое и широкое пререходит одно в другое, его колбасит и плющит ... одно начинаеца в другом переходит в третье но являетчся двумя предыдущими и вс это совсем не так как я рассказываю, а как-то по другому,но как - не опишешь..Ыыых... И ваще земля имеет форму чемодана..

Мара: А давайте, что ли, дальше помаленьку... Три мира. Дерево. Что еще на картине мира? Воды бывают - небесные, земные и подземные. Тоже способ переноса зара... ой, силы! Еще - птицы небесные и ужища подземные, как символы, например, перехода и точки возврата. Да, Скоммарх, твой «слоеный пирог» - имеет таки некоторое оправдание. Ведь в декоре, в изображении вселенной для бытовых нужд, поневоле идет проекция на плоскость, поэтому получается основным полем действия - Явь (естественно, для себя же творим тот же рушник-молитву), Навь уходит «под», с достаточно четко выраженной, кстати, границей, а Правь оказывается «над», «там, выше», и тут четкой границы, как правило, не прослеживается.

silver: Если уйти от Мирового Древа (недалеко ), то перво-наперво мы увидим птиц, например, в космогонических вышивках. Сюжет известен: Мировое Древо, а по бокам - две птицы, смотрят на него. Классифицировать птиц небесных, как всегда, занятие неблагодарное, но можно просто их назвать - что вспомним. Есть специфические создания - Сирин, Гамаюн, Семаргл, Алконост, Жар-Птица (похоже, достаточно поздний образ). Имен двух птиц у Мирового Древа я не знаю. А есть существующие в нашем мире птицы (удивила, правда? ). Жаворонки, аисты, куры, сороки и проч. Среди них надо обязательно выделить орла как птицу Прави, сокола как птицу Яви и ворона как птицу Нави. Про кукушку мы говорим в другой ветке.

Вечный студент: Возвращаясь к космогонии и птицам. Помните сказки, в которых герой переходит через калиновый мост над рекой Смородиной, уменьшая при этом поголовье змеев. Река Смородина – граница между миром живых и мертвых, славянский аналог греческого Стикса. Обычно с той стороны реки – три царства, медное серебряное и золотое. И у каждого – по хозяйке. Иногда злой, которая желает отомстить за смерть мужа-змея, а иногда несчастной красавицы, которую держит в плену мужичок-с-локоток (и откуда он взялся, вроде бы только что змей был). И вот, когда друзья, соблазнившись или красотой девушек, или богатством, бросают героя, ему удается выбраться на белый свет, на спине птицы. Птица выносит героя за то, что он защищает ее птенцов или от змеи, или от ветра (кстати, похожий сюже есть в арабских сказках – про птицу Рух). Вот и задумался, а что это за птица такая, что живет в Нави, но летает между мирами? Что-то у меня к именам Могол или Ногай отношение подозрительно-скептическое.

Мара: Ну вряд ли это Страфиль. Хотя... Все возможно, может, и Страфиль вот таким образом продолжает общаться с миром. Не век же ей на краю моря-Окияна на гнезде сидеть... Вот специальная такая птица. А имена Ногай-птица, Могол-птица - это такая прозрачная красивая позднейшая аберрация... Птица из земель, где проще погибнуть, чем выйти оттуда. Сколько ни иди - не дойдешь до дому, а вот птица - вынесет. Между прочим, там еще в сюжете есть прелестная деталь - в полет с собой берутся две бочки солонины, чтоб птичку кормить. А на последнем этапе перелета мясо заканчивается и герой, дабы не упасть вместе с птицей обратно в бездну, отрезает куски от собственных голеней и ими подкармливает уставший транспорт. И что еще более интересно - по прибытии "наверх" (летят-то снизу) птица оценивает принесенную ей жертву, отрыгивает человечину, куски плоти - прирастают на место. Мне всегда интересно было - если, чтоб подняться из бездны, птице надо было хорошо питаться во время полета, как же она вернулась домой? Седока с припасами ведь не было уже?..

Скоммарх: Ну во первых вниз лететь- не вверх переться.Во -вторых когда человека тащишь на себе сил уходит уйма, так как человек со своей плотью просто не предназначен для путешествий между мирами и основная масса сил уходит на сохранение его тельца грешного. человек то предназначен для походов в иные миры уж никак не тушкой))) вот и получается что кусок плоти при выходе из мира ему нать потерять)) когда в навь прутся - чужую плоть кладут.. Одиссей вон барашка резал.. Кароче дело ясное что дело темное..

silver: Навьи не внизу, навьи в Нави :) То, что силы птицы уходят на сохранение тушки героя, - согласна. А кусок плоти потерять при выходе из мира... ну так птице же не нужна человечья плоть, она ее отрыгнула взад в пункте Б :) Так и говорит - "Теперь они (куски плоти) мне не нужны". То есть функции эпизода с кормлением: 1. птице нужны силы, чтобы переправить героическую тушку в Явь. E=mc^2. 2. доказательство твердости намерений героя. Он готов оставить у навьих часть себя в знак договора. 3. снова доказательство твердости намерений героя. Кроме того, что герой докармливал птицу своей плотью, он еще целый год батрачил, чтоб заработать те две бочки солонины. И вообще: птица Ногай - это такой красивый мифологический образ, способ перехода между мирами. По воспоминаниям очевидцев - способ очень... "стихийный": ветер, шум и гром, темнота. Буря, в общем. Похоже на то, как Элли попала в волшебную страну 03. Меня в этой сказке (в цикле сказок о похождениях героя в Нави) интересует другая прелестная деталь - что за дедушка такой живет за огненной рекой, на которого батрачил героический герой, находясь в Нави?

Мара: silver: цитатаМеня в этой сказке (в цикле сказок о похождениях героя в Нави) интересует другая прелестная деталь - что за дедушка такой живет за огненной рекой, на которого батрачил героический герой, находясь в Нави? Я так думаю, что этот дедушка как раз сбежал от той бабушки, которая на другой, лесной, границе героических героев тестирует на термо- и ядо- устойчивость, пропаривая в бане и пичкая навьими блинами

Скоммарх: silver пишет: цитатаНавьи не внизу, навьи в Нави :) Рыся, ты - зануда. Я те арифмометр подарю и транспортир, вычислять углы атаки крыла птицы Ногай, а также подъемную силу. А тока ты смогла трактовать "низ" как некую точку к которой направлен вектор силы тяжести. Все и так все поняли.

silver: А и подари, хе-хе. Я-то, конечно, зануда, но из слов "вниз лететь- не вверх переться" вполне естественна трактовка учета силы тяжести. Так что можно и обосновать, почему в Навь уйти проще, чем выйти из нее: не все, что ярлом чуется, уж настолько очевидно. Кроме нас с тобой тут еще полно народу ходит, а повторение - мать учения. И только ты смог трактовать мои слова, как наезд. Все ж и так все поняли :))

Скоммарх: Обосновывать.. а чего тут обосновывать? все и так понятно.. Пусть прохвессора в институтах обосновывают. Нутром чую что литра, а обосновать не могу(ц)

Мара: довольно вам флудить Ветка не зря поднята заново, видно, время пришло кое-что перечесть и заново ляпнуть

ghash: Верх-низ, сила тяжести вы не когда не пытались идти против ведра, а сильного. Ветер дует из места где "густо" в место где "пусто", а может в Нави чегой-то нехватает, и против этого чегой-то, движущегося из Яви в Навь птичке и трудно лететь.

Злато-Серебро: За то, что Навь - "снизу" говорит и то, что под воду - это движение вниз, да и граница обозначена четко. Вход-то в Навь есть, а выход? Выход есть, только разный. Что-то мне подсказывает (если ошибусь, поправьте, пожалуйста), что если вход был легкий, то выходить придется через пепятсвия, с бросанием за собой гребней да камней, творить препятствия гонящейся за героем силе. И наоборот, попадает туда герой через мытарства, выполняет задания, а выход - сел на коня, да и доехал домой, или на птице той же долетел... Сообщение отредактировано администратором. Все остальное удалено. Большая просьба препираться вне темы - в отдельной ветке. Кроме того, попробуйте освоить кнопку "Ответ", это сильно облегчит жизнь посетителям форума. Первое предупреждение



полная версия страницы