Форум » Понаплетено » Космогония в славянской традиции » Ответить

Космогония в славянской традиции

Мара: Ну давайте начнем новый кусочек кружева. Не мудрствуя лукаво, зачином ставлю то, что все читали, но половина - не помнит, что они читали. На сайте есть небольшое упоминание о преданиях Сварогова цикла цитатаИ поднял Сварог свой чертог ввысь, и защитил его ледяной твердью. А поверх тверди сотворил новый Лазоревый мир и перенес туда Рай-Ирий и провел туда новую дорогу - Звездный путь, по которому течет Рая-река, чтобы этим путем достойные Рая-Ирия могли достичь его. И залил водою горящую Персть и из разрушенного, погибшего Лазоревого мира создал новый мир, новую природу, и назвал его Землею, что значит «пребывать в страдании». И повелел Сварог всем бунтовщикам искупить свой грех и забыть свое прошлое, рождаться людьми и в страданиях только совершенствоваться, чтобы достичь, что утеряли, и вернуться очищенными к Сварогу, в Рай-Ирий.

Ответов - 75, стр: 1 2 3 All

Вечный студент: Я думаю, стоило бы немного раньше начать, ну хотя бы с сотворения Мира, как всякая уважающая себя традиция С того момента, когда из горсти земли, поднятой уточкой, была создана Явь, и выросло дерево, раскинувшееся в трех мирах одновременно...

Мара: Сварог создал небо, хрустальный свод над Окиян-морем. Кого-то он еще просил, чтоб принесли щепоть (щепоть, а не горсть) земли со дна. Хм... Со дна Окиян-моря, который и есть на белом свете, а еще небо. Какого дна?... цитатаЕхал пастушок и видит - камень лежит. Бабушка ему говорит: - Не тронь! Какая бабушка, откуда бабушка? ...обожаю эти самоподразумевания! В общем, еще кого-то просил. Вечером буду искать - кого, потому что боюсь напутать. Но не медведя - это точно И эти кто-то не смогли донырнуть. А потом попросил Сварог серую уточку. И серая уточка-селезень (! опять начинается ) с третьего раза донырнула, дно один раз ущипнула и принесла Сварогу в клюве щепоть земли. И из той щепоти и сделал Сварог землю, а на ней - все остальное.

Вечный студент: Историю эту рассказывают по-разному. То ли Сварог просил уточку, а то ли кто другой... А еще говорят, что это Чернобог оборотился уточкой, когда они вместе с Белобогом в Межмирье творили новый мир, сплетая вместе силы Прави и Нави...


Мара: Говорят - очень многое. Вечный вопрос: А в каком ряду считать будем? Мне хотелось бы при всей свободе творческого подхода к мифам все-таки оставаться в границах главного принципа - Триглава. Ты мне можешь сказать полный состав Триглава, в который входит эта дуалистическая пара - Белобог и Чернобог?

Вечный студент: Давно это было, не помню А вообще... Три мира - Триглав. А пока было только два мира - откуда третьей стороне взяться?

Мара: А вот не соглашусь. Триглав - три сплетенных мира - это тайна бытия. Мир - един, и троичен. Ты посмотри на имена хотя бы. Белобог, Чернобог. Лично я склонна допустить, что эта парочка стоит отдельно, так же, как отдельно от более пестрого пантеона стоит Род с Рожаницами. И что дуализм, пусть и взаимопроникающий - это поздняя трактовка, возможно, даже околохристианская. Как подзабыли Триглав, так и появились эти имена.

ghash: Белобог и Чернобог имена достаточно поздние и , скорее всего, являються отражением более раннего мифа о Богах- близнецах, которые часто становились онтогонистами друг друга. Для примера можно взять хоть пару наших северных соседей Один-Локи, которые, по одной из версей легенды, являються братьями. Кстати, возможно именно они и выступают под этими именами, кто знает

silver: Вечный студент пишет: цитатаА пока было только два мира - откуда третьей стороне взяться? В какой-то момент сотворения мира было только небо и Окиян-море. И Сварог (или кто другой ) творил землю, которой на тот момент еще не было. Но ведь еще раньше не было неба, а только Окиян-море... Опять я со своими баранами-тараканами: не могу сказать, что в этот момент Творец сотворил Явь, сплетая вместе силы Нави и Прави. Т.е. я бы не стала проводить четких параллелей между «небо и Окиян-море» и «Правь и Навь» и, как следствие, - между сотворенным миром и Явью. Здесь нечто сложнее.

silver: Однозначно - поздний вариант: ...В начале веков было только небо да море. По морю плавал Бог в лодке и встретил густую пену, в которой лежал черт. - Кто ты? - спросил его Господь. - Возьми меня к себе в лодку, тогда скажу. - Ну ступай. - Я черт... Поплыли они дальше молча. Через некоторое время черт заговорил: - Хорошо была бы твердая земля, было бы нам, где отдохнуть. - Будет, только опустись на дно морское, набери там во имя мое горсть песку, принеси, а я из него сделаю землю... Дальше по сюжету - черт ныряет, набирает песку в обе горсти во свое имя, но когда возвращается - не приносит ни песчинки. Ныряет второй раз, набирает две горсти песку во имя божее и приносит песку только за ногтями. Непростая задачка была. Бог создает столько земли, чтобы им вдвоем уместиться. А после того, как земля сотворена, оба создателя отдыхают. Черт пытается бога столкнуть в море и утопить его, пока толкал - земля раздалась широко во все стороны. Потом бог встает и идет на небо. А черт, услышав, что ангелы славят бога, создает таких же помощников-чертей, обмывая лицо и руки водой и стряхивая ее. А потом ударил гром, и с великим дождем смыло чертей с неба. (Оттуда и поверье - вымытые руки надо вытереть, но не стряхивать с них воду: от этого черти плодятся.) Такая вот легенда, только еще более поздняя. Так что про Белобога и Чернобога - «позднятина»...

Мара: Прости, совершенно не в тему, искала про властителя вод, перечитывала... silver пишет: поверье - вымытые руки надо вытереть, но не стряхивать с них воду: от этого черти плодятся Абсолютно верно! Когда первый раз плели эту ветку, я проглядела, не задержалась на этом. А ведь важно. Вода смывает не только грязь, и стряхивать ее с рук - стряхивать вокруг остатки смываемой усталости, недуга, дурноты. Очевидно, что так засорять окружающий мир - неприлично. Грязная вода, вобрав нечисть, уходит потоком в землю, очищается. Впитавший воду с усталых рук рушник - будет отстиран в той же проточной воде. А вот разлетевшиеся капли - могут в водный очистительный поток не попасть, и если что на них осталось, то так и будет какое-то время болтаться в осколках недоли. Конечно, когда человек находится в чистом месте, которое само все переделает потом, пережжет нехорошее - это не так критично. Но в относительно тесных условиях человеческого сосуществования в доме, в селище - это практически правило гигиены. Ну - в широком смысле

pena: Мара пишет: цитатаИ эти кто-то не смогли донырнуть. - Уточка! Из скандинавских...

Мара: И вообще, Однажды Род мылся в бане, обтирался ветошкой, да уронил ее. Посмотрел, улыбнулся, и сделал из той ветошки - человека.

Скоммарх: А когда земля уже была и все было на ней, подземный змей Цмок закручинился что живет в темноте и нет у него своей земли. И тогда Цмок из моря поднял себе кусок земли и обустроил ее по своему разумению. Земля Цмока была вся в ручьях и дрягвах, лесах и озерах. А посреди самой глубокой дрягвы, в самом центре своей земли построил Цмок себе палац. И стала та земля Цмокова и будет она пребывать, пока Цмок жив, так как он эту землю со дна моря вытащил и на нем она держится. И на своей земле Цмок хозяин, подземными реками он путешествует по ней и может появится в любом уголке. И вся вода на Цмоковой земле - Цмокова. Поэтому может вылезти Цмок хоть из кружки воды, если вода та из ручья набрана, что на Цмоковой земле.

Мара: Хм... поскольку Цмок - подземным водам хозяин, то запросто вылезти может из пиалы в Самарканде, например. Ну ведь может!

Мара: Не может...

ghash: Или звать его будут по другому.......

Вечный студент: Этот товарищ только из того водоема (или посудины) вылезти может, дно которого теряется в темноте. Если дно видно - не его епархия

Мара: Космогония - слово такое. Международное. Бить будут. цитатаУчение о сотворении и происхождении вселенной. А также область науки, в которой изучается происхождение и развитие космических тел и их систем: звёзд и звёздных скоплений. Что-то по этим значениям - не получается. Слово - умное, а какое у нас учение, если все вместе, по полочкам не разложить? Гесиоду бы не понравилось, я думаю... У нас не наука, а сплошные россказни. Ну да так тому и быть. Человек живет - в Яви. В Навь - может зайти. А в Правь - нет. Живой - не может. А миры эти вроде розно стоят, а друг в дружку перетекают. Человек на земле стоит, по водам плавает, вот - и над землей летает. А в Навь можно через лес пройти, или мимо камня какого, или еще как... не обязательно под землю лезть. Но под землей - Навь сильнее. А в Прави - боги живут. А еще Правь - закон. Вот потому и тайна Триглава - главная тайна нашей... космогонии, что ее понять можно, только учитывая все три мира одновременно.

Скоммарх: Правь и Навь, а между ними- Явь, как продукт взаимопроникновения двух начал.. Т.е. Явь- это как бы межмирье где один мир переходит в другой , зона п-н-перехода. Белобог и Чернобог , а между ними- человек. А вернее два. Мужчина и женщина. .

silver: Как-то у тебя получается, что Явь - бесплатное приложение к Прави и Нави...

Скоммарх: silver Это ты так восприняла..из Яви можно уйти в навь? А в Правь? А из Нави в Правь? только через Явь. Явь-проявление. манифестация.. Явление!! Т.е Навь проявленная , Правь проявленная. И все проявленное!

silver: А кто написал про межмирье между мирами? *** Слепые мудрецы заспорили, как выглядит слон. Один, держась за хвост, сказал, что слон – это хлыст; другой, потрогав ухо, произнес: слон – это опахало; третий, ухватившись за хобот, проговорил: слон – это огромная змея; четвертый, упершись в туловище, молвил: слон – это стена; пятый, обхватив ногу, изрек: слон – это колонна и т.д. Мудрецы долго спорили, что такое слон, но так и не смогли ничего доказать друг другу. Все они по-своему правильно указали на какие-то особенности отдельных частей сложной системы «слон», но если даже сложить все их представления вместе, слона не получится. Целое не равно простой сумме своих частей. Чтобы получить полное и правильное представление о слоне как целостной системе, нужно познать закономерности взаимодействия частей. умная притча *** То, что человеку не дано уйти, например, в Правь, совершенно не значит того, что Явь - всего лишь межмирье. Мироздание-то - одно. Только смотреть на него можно с разных точек зрения. С одной стороны - Явь, с другой - Навь. С третьей - Правь. Триглав у тебя двуглавый получается... Потому что, как ты говоришь, Явь - проявление Нави и Прави. Почему у тебя Правь проявленная, а не Явь исправленная? Понятно, что люди, естественно, воспринимают мироздание только с одной точки зрения. Но слон - это не хлыст.

ghash: Пять слепых слонов решили узнать, что такой человек. Один потрогал ногой - и сказа ,что человек - это что-то маленькое и плоское. Другие потрогали и согласились. Так что это с какой стороны посмотреть.

Мара: Триглав - это триединство миров. Для человека, в Яви находящемся, все и про-является (ой, прошу прощения, больше ни звука, похожего на кошмар всеясветной грамоты! ) Но это все треугольник равносторонний, а не слои в пироге И из Нави в Правь можно попасть. И из Прави - в Навь. Но - не живому человеку. У него - пожалста, две дорожки есть. Между прочим, в некоторых славянский «сказках странствий» герой спокойно попадает из-под земли на небо и обратно, не заходя по дороге в мир людей. Это ж от качества «туриста» зависит

silver: Ну да, мы тут обсуждаем, кружево плетем. Вокруг да около ходим. А некоторые мировые тайны не стоит разгадывать Потому что кто всё разгадает - прямиком в Правь пойдет...

Скоммарх: silver Ты уперлась в межмирье, а надо ширше смареть... Шо грят паралелльные источники? Одно породило Два. Два породило Третье. У тя Триединство- три статичных мира. А дотумкать до того что третье может быть связующим? но от этого не менее равноправным? Третье - всегда ПРОЦЕСС.

silver: Скоммарх Не хочу превратить вопросы космогонии в пререкания, но сказать - надо. Ну с чего ты взял, что я считаю Триглав тремя статичными мирами? Аргументируй, пожалуйста, основываясь на моих собственных словах. Как я основываюсь - на твоих словах. И я не уперлась в межмирье, а пытаюсь смотреть с разных сторон: хочешь - так, хочешь - сяк, хочешь - эдак. И думаю, что ты ловишь свой собственный хвост. Говоришь, что «третье (...Явь, не так ли?..) - связующее, но не менее равноправное»? Хорошо: пусть Явь занимает почетное третье место. А кто - первое? Кто - второе? И - почему такая расстановка? Ты приписываешь эти самые «номера», уже лишая Явь, Навь и Правь равнозначности, пытаясь классифицировать мироздание. Кто Одно породило Два? Ответь хоть на один мой вопрос: я пытаюсь понять тебя... А третье - всегда КОМПОТ!

Вечный студент: Давайте дальше... Есть три мира - и Мировое древо, которое их связывает. Говорят, что по нему можно и в Навь спуститься - и взобраться на небо. Своими ветвями дерево небеса поддерживает (а, кстати, сколько их, этих небес). На ветвях свили гнезда птицы волшебные... Все деревья в мире - это только отражение Мирового древа.

silver: А еще у Мирового древа есть такая особенность: вниз ветвями, вверх корнями, встречается в заговорах. Например: «Стоит осина посреди трясины вниз ветвями, вверх корнями...», «На море-океане, на острове Кургане стоит дуб-карнолист, вниз ветвями, вверх корнями...», «На море-окияне, на острове Буяне стоит белая береза - вниз ветвями, вверх корнями, на той березе сидит красная девица, швея-мастерица»... (кстати :) Не нашенское, в общем, дерево получается.

Мара: Вверх корнями классно ёлка смотрится. На олонецких рушниках есть. Дуб, береза, осина, ель... Какой оно еще породы бывает? Ясень - у соседей!



полная версия страницы